История лечебного факультета

Лечебный факультет

Специальность 1-79 01 01 «Лечебное дело»

lf 1lf 2

История лечебного факультета – это история ВГМУ, так как его создание и развитие неразрывно связано со становлением вуза. Ранее работой факультета руководили доц. П.М. Гуревич, проф. Г.И. Коган (1937), проф. Н.Л. Кричевский (1939), доц. В.В. Коробко (1939-1941), доц. Е.С. Кетиладзе (1957-1959), асс. Д.А. Маслаков (1959-1964), доц. Н.П. Леткина (1965-1967), доц. А.Ф. Котович (1967-1969), доц. М.М. Пяткевич (1969-1970), проф. Н.Ф. Лызиков (1970-1976), доц. Е.О. Непокойчицкий (1971-1976), проф. В.С. Макаренко (1976-1985), проф. Ю.Б. Мартов (1985-1989), проф. М.А. Никольский (1989-1997).

В 1997 году ректором вуза назначен член-корреспондент БелАМН, заслуженный деятель науки Республики Беларусь профессор А.Н. Косинец, под руководством которого начался новый этап в развитии вуза. С 1997 года лечебный факультет возглавила профессор Н.Ю. Коневалова. В 2006 года ректором вуза стал профессор В.П. Дейкало, а деканом лечебного факультета – профессор В.М. Семенов. С 2014 по 2018 год факультет возглавляет профессор И.В. Городецкая. С осени 2018 года деканом факультета избрана д.м.н., доцент М.П. Фомина.

Благодаря высокой квалификации преподавателей студенты лечебного факультета получают современное медицинское образование, которое позволяет им достойно представлять наш университет во всех уголках Земли. Обучение на факультете продолжается 6 лет, на шестом курсе – по профилям субординатуры: терапия, хирургия, акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, педиатрия. На первом и втором курсах студенты изучают дисциплины социально-гуманитарного и естественно-научного циклов, а также цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин, изучение которых продолжается на третьем курсе. Студенты четвертого - шестого курсов занимаются на кафедрах, расположенных в клинических лечебно-профилактических учреждениях, что позволяет приобрести им не только теоретические знания, но и практические навыки.

В последние годы численность студентов, обучающихся на лечебном факультете, увеличилась и составляет более 3 300 человек, из которых почти 30% получают образование на платной основе.

Занятия проводятся на 10 кафедрах лечебного факультета и 31 общеуниверситетской кафедре. Преподавание ведут 45 докторов наук (из них 35 профессоров), 190 кандидатов медицинских наук (из них 127 доцентов) и 212 преподавателей без ученой степени.

На лечебном факультете созданы и успешно функционируют научно-педагогические школы, которыми руководят профессора А.Н. Косинец, В.П. Дейкало, Н.Ю. Коневалова, М.Г. Сачек, В.П. Адаскевич, В.Я. Бекиш, И.И. Бурак, И.И. Генералов, В.С. Глушанко, С.Н. Занько, В.И. Козловский, А.М. Литвяков, Н.Г. Луд, О.Д. Мяделец, Д.К. Новиков, В.М. Семенов, В.Н. Шиленок и другие, имена которых широко известны в Республике Беларусь и за ее пределами.

Значительное внимание уделяется внедрению и использованию в образовательном процессе современных инновационных технологий и учебно-обучающих материалов нового поколения (мультимедийных тренажеров, виртуальных программ). Практически все преподаватели лечебного факультета принимают активное участие в работе лаборатории инновационной педагогики.

На всех кафедрах факультета внедрена и используется рейтинговая система оценки знаний студентов, которая позволяет объективно оценить их знания и умения и повышает мотивацию успешного освоения образовательных программ. Также применяется рейтинговая система оценки деятельности профессорско-преподавательского состава.

Особый акцент ставится на практическую подготовку студентов. Перечень практических умений и навыков, которыми они должны овладеть за все годы обучения приведен в «Дневнике учета практических навыков». Навыки приобретаются как во время практических занятий, так и во время дежурств в клинике, которые начинаются с третьего года обучения. С 2014 года на 4 – 6 курсах введено преподавание междисциплинарного курса «Отработка практических навыков и умений», которое организовано на базе центра практической подготовки и симуляционного обучения университета, а также на клинических базах. Каждое лето, начиная с третьего курса, студенты лечебного факультета проходят производственную практику, после третьего курса – сестринскую, после четвертого – врачебную поликлиническую, после пятого – врачебную клиническую. В период прохождения практики студенты имеют возможность применить полученные в процессе обучения знания непосредственно в клинике.

Студенты лечебного факультета активно участвуют в научно-исследовательской деятельности в научных кружках, которые созданы и работают на всех кафедрах. Руководят ими наиболее опытные сотрудники из числа профессорско-преподавательского состава. Лучших кружковцев после окончания университета по рекомендации Совета ВУЗа зачисляют в магистратуру и аспирантуру. Углубить и расширить знания студентов также помогают элективные курсы, разработанные с учетом новейших достижений науки и практики и новых технологий обучения. Обычно на учебный год планируется около 40 элективных курсов, таких как «Клиническая биохимия», «Клиническая физиология», «Избранные вопросы кардиологии», «Доказательная медицина», «Ультразвуковая диагностика патологии внутренних органов» и др.

После окончания университета распределение на первое место работы проводится на основе рейтинга студентов, их участия в общественной жизни вуза и в студенческом научном обществе за все годы обучения. Первый год выпускники работают врачами-интернами под руководством опытных наставников, то есть, по сути дела, еще продолжают обучение.

На факультете большое внимание уделяется не только учебной, научной, но и воспитательной работе со студентами, которую осуществляют кураторы под руководством Совета по воспитательной работе. Наши студенты являются постоянными и активными участниками художественной самодеятельности, спортивных соревнований, неоднократными победителями различных смотров-конкурсов – как университетских, так и Республиканских.

Студенты лечебного факультета постоянно участвуют в программах международного обмена в рамках академической мобильности: обмен на летнюю практику с Кировской государственной медицинской академией, Самарским государственным медицинским университетом, Рязанским государственным медицинским университетом им. академика И.П.Павлова; ознакомительная стажировка в университетских клиниках Германии по линии Германской службы академических обменов DAAD и др.

Ежегодно студентам лечебного факультета назначаются Президентские стипендии. Наши студенты неоднократно становились победителями Республиканских и международных Олимпиад.

Лечебный факультет ВГМУ всегда отличается высоким уровнем подготовки специалистов, большой активностью в научно-исследовательской и общественной работе и высоким профессионализмом в лечебной деятельности.

Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс:

Организован междисциплинарный курс вуза «Отработка практических навыков и умений» для студентов 4-6 курсов на базе Учебного центра практической подготовки и симуляционного обучения (УЦ ПП и СО).

Организован курс вуза «Неотложная медицинская помощь» для студентов 6 курса с формой контроля «дифференцированный зачет».

Подготовлены междисциплинарные пособия по оказанию неотложной медицинской помощи.

Сформирован междисциплинарный методический комплекс «Практические навыки и умения» на сайте дистанционного обучения.

В системе дистанционного обучения размещены видеоматериалы для освоения практических навыков, тестовые задания, ситуационные задачи, клинические сценарии, базы данных лабораторных и инструментальных исследований, электронные практикумы, тренажеры.

В учебные программы всех дисциплин субординатуры включен раздел «Методы функциональной диагностики». Курс УВО «Методы функциональной диагностики» проводится на всех клинических кафедрах.

Разработана учебно-методическая документация по новым профилям субординатуры: с 2016-2017 уч.г. «Общая врачебная практика», с 2018-2019 уч.г. «Неврология», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Психиатрия-наркология с психотерапией», «Скорая медицинская помощь». С 2017 года конкурс на зачисление в субординатуру проводится вне зависимости от области проживания студентов, только на основании набранных баллов, что увеличило проходной балл и способствовало отбору наиболее успешно занимающихся студентов, активно участвующих в общественной и научной жизни университета и имеющих опыт работы в практическом здравоохранении.

Для обеспечения осознанного выбора специальности, подготовки высококвалифицированных специалистов в области медицины на основе новейших достижений науки и здравоохранения, совершенствования формирования профессиональных компетенций и повышения конкурентоспособности выпускников организовано обучение студентов 4-6 курсов в лабораториях профессионального мастерства по профилям субординатуры.

С позиций междисциплинарной интеграции пересмотрены Дневник учета практических навыков и Дневник по производственной практике.

Внедрение симуляционных методов обучения:

Реализована концепция симуляционного обучения – программа со ступенчатым построением образовательного процесса с нарастанием уровня сложности навыков и умений от индивидуальных элементарных навыков до высокотехнологичных навыков и умений групповой слаженности оказания помощи при динамических клинических сценариях. Студенты 6 курса отрабатывают высокотехнологичные практические навыки по специальностям субординатуры, проводится экспертная оценка уровня сформированных компетенций с использованием чек-листов.

Разработаны Положения о симуляционном обучении и о стандартизированных пациентах. УЦ ПП и СО предоставлено новое здание на базе поликлиники телезавода.

Разработаны алгоритмы формирования профессиональных компетенций, накапливаются виртуальные клинические сценарии.

Разработана система подготовки персонала (преподавателей, инструкторов), проводящего симуляционное обучение.

Организовано обучение студентов всех курсов в УЦ ПП и СО: 1 курс – дисциплина «Первая помощь», 2-3 курсы – «Медицинский уход и манипуляционная техника», 4-6 курсы – «Отработка практических навыков».

Введено использование симуляционных технологий для аттестации практических навыков дифференцированных зачетов «Скорая медицинская помощь» и «Неотложная медицинская помощь» для студентов 6 курса на базе УЦ ПП и СО.

Внедрена методика объективного структурированного клинического экзамена при проведении государственного экзамена (этап сдачи практических навыков) по учебной дисциплине «Хирургические болезни» на базе УЦ ПП и СО. Разработаны и размещены в системе дистанционного обучения алгоритмы выполнения практических навыков, обеспечена возможность их отработки. Навыки демонстрировались экзаменатору без устного объяснения. Каждый навык сдавался на отдельной учебной точке. Действия студента включали: обследование симулированного пациента; обследование тренажера-имитатора пациента (виртуального пациента); выполнение неинвазивной врачебной манипуляции на пациенте (человеке); выполнение врачебной манипуляции на тренажере-имитаторе пациента; изучение медицинской документации и результатов исследований; заполнение медицинской документации и бланков ответов. Действия студентов оценивались с использованием чек-листов.

Введено использование методики «Стандартизированный пациент» на всех клинических кафедрах.

Внедрение инновационных методов обучения:

Внедрена концепция практикоориентированного обучения.

Внедрена концепция трансляционной медицины.

Внедрена концепция персонализованной медицины.

Созданы междисциплинарные ЭУМК «Атеросклероз», «Отработка практических навыков и умений».

Часть лекций вынесена для самостоятельного изучения в систему дистанционного обучения с обязательным контролем усвоения лекционного материала.

На всех кафедрах при чтении лекций, на большинстве кафедр при проведении занятий внедрено использование технологии мультимедиа.

На ряде кафедр разработаны и внедрены в образовательный процесс интерактивные лекции с элементами точечного гомогенного адаптивного тестового контроля усвоения базовых понятий по дисциплинам, представляющие собой совокупность веб-страниц с теоретическим материалом, в которые внедрены все виды мультимедиа, и веб-страниц с контрольными вопросами различных типов.

Внедрены в образовательный процесс технологии развивающего обучения, проектная деятельность, деловые игры, кейс-стади, используется индивидуализированный подход к обучению.

По всем учебным дисциплинам организовано дистанционное консультирование студентов в системе дистанционного обучения университета.

Ежегодное проводятся научно-практические конференции по проблемам высшего медицинского образования.

Развитие системы наставничества:

  1. На всех клинических кафедрах организована Школа наставничества, в работе которой участвуют врачи практического здравоохранения.
  2. Для всех студентов 1-2 курсов внедрена система тьюторства.
  3. Разработана система тьюторства для совершенствования практической подготовки студентов на базе УЦ ПП и СО и кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии. Подготовка тьюторов проводится по отдельной программе.

 

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники