Заочная интернет-конференция «Управление качеством профессиональной подготовки студентов»

в рамках международной конференции «Медицинское образование XXI века», Витебск, 2013 г.

Самостоятельная работа студентов как компонент процесса управления качеством профессиональной подготовки специалиста

КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ  К ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ ПО ХИМИИ

Тригорлова Л.Е., Якушева Э.Е.

УО «Витебский государственный медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь

В современном обществе XXI века любая форма получения образования на каждой его ступени подразумевает большой объём контролируемой самостоятельной работы, особенно в случае оказания образовательных услуг наиболее разнородной группе потребителей – абитуриентам. По нашему мнению, одним из важнейших условий эффективности получения высшего образования является психологическая, теоретическая и практическая готовность студента к самостоятельной работе. Поэтому в своей практической деятельности кафедра химии факультета профориентации и довузовской подготовки (ФПДП) не только организует подготовку слушателей непосредственно к прохождению централизованного тестирования (ЦТ) по химии, но и закладывает фундамент их дальнейшего обучения в вузе. Активизация самостоятельной работы слушателей ФПДП соответствует современным тенденциям развития высшего образования Республики Беларусь, способствует формированию навыков, необходимых им в дальнейшей учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе в качестве студентов, готовит к предстоящей инновационной деятельности и профессиональной карьере. Грамотное управление самостоятельной работой слушателей позволяет повысить качество их подготовки в предметном, организационном и психологическом плане. Система организации контролируемой самостоятельной работы слушателей (КСРС) на кафедре позволяет повышать эффективность учебно-методической и научно-инновационной деятельности преподавателей.

Таким образом, можно сформулировать основные цели КСРС:

– повышение эффективности предметной подготовки слушателей к централизованному тестированию по химии;
– создание условий для реализации творческих способностей слушателей;
– развитие социально-психологических компетенций слушателей, их адаптации к дальнейшему обучению в вузе;
– активное включение слушателей в учебную, общественную и инновационную деятельность;
– повышение качества учебной и учебно-методической работы преподавателей.

При организации КСРС кафедра химии ФПДП ставит перед собой следующие задачи:

– формирование у слушателей умений и навыков самостоятельного решения актуальных учебных и инновационных задач;
– овладение слушателями научными методами познания;
– творческое углубленное освоение учебного материала;
– личностное развитие слушателей;
– стимулирование учебно-методической работы преподавателей.

Все многообразие форм аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы слушателей условно можно разделить на три вида: текущая, управляемая и контролируемая. Текущая самостоятельная работа включает в себя подготовку к практическим занятиям: изучение учебного материала пособий, изданных кафедрой, и поисковую деятельность в Сети Интернет; выполнение практической части домашних заданий путем решения расчетных задач, упражнений и  обучающих тестов, как в письменном виде, так и с использованием сетевых ресурсов. Управляемая самостоятельная работа направлена на формирование навыков систематизации и обобщения путем составления опорных схем и таблиц при изучении теоретического материала, развитие поисковых навыков при подготовке сообщений и рефератов; самостоятельное выполнение тестовых заданий в режиме контроля в компьютерном классе. Контролируемая самостоятельная работа подразумевает оцениваемую деятельность слушателя по решению качественных и расчетных задач, как с типовым, так и с нестандартным содержанием,  выполнению упражнений различного уровня сложности, контрольные работы в тестовой форме, адаптированные по содержанию и структуре к заданиям педагогических тестов ЦТ, исследовательские и творческие задания с подготовкой мультимедийной презентации.

Для осуществления КСРС издано пособие «Задания по химии для самоподготовки слушателей факультета профориентации и довузовской подготовки» (авторы-составители Тригорлова Л.Е., Якушева Э.Е.). Пособие составлено в соответствии с требованиями концепции учебного предмета «Химия», «Программ для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским (белорусским) языком обучения с 11-летним сроком обучения. «Химия: VIII-XI классы» и образовательным стандартом предмета «Химия», утвержденным постановлением Министерства образования РБ от 29 мая 2009 года. Пособие содержит контрольные вопросы для изучения теоретического материала, примеры решения типовых расчетных задач, «цепочек превращений» и расстановки коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса. Слушателям для выполнения предложено 13 работ, каждая из которых позволяет проверить базовые знания по различным разделам школьного курса химии. Все работы содержат элективные тесты (с выбором одного ответа, тип А) и открытые тесты (с кратким ответом, тип В), расчетные задачи и «цепочки превращений», задания в каждой из работ отличаются по своим дидактическим целям: для решения одних достаточно простого воспроизведения материала, другие заставляют сравнивать и анализировать, требуют творческого осмысления и применения знаний в новых ситуациях.

При организации КСРС материал курса разбит на 14 модулей (указаны тематические блоки и сроки их изучения на вечерних подготовительных курсах):

1. «Основные понятия и законы химии» (01.10 – 14.10)
2. «Строение атома. Периодический закон»  (15.10 – 22.10)
3. «Химическая связь. Строение вещества» (23.10 – 04.11)
4. «Химические реакции» (05.11 – 25.11)
5. «Растворы» (26.11 – 02.12)
6. «Теория электролитической диссоциации» (03.12 – 10.12)
7. «Основные классы соединений» (11.12 – 30.12)
8. «Металлы» (31.12 – 20.01)
9. «Вода. Водород. Неметаллы VIIA и VIA групп» (21.01 – 03.02)
10. «Неметаллы VA и IVA групп» (11.02 – 03.03)
11. «Теория химического строения  органических веществ. Химия углеводородов» (04.03 – 24.03)
12. «Кислородсодержащие органические соединения» (25.03 – 21.04)
13. «Азотсодержащие органические соединения» (22.04 –05.05)
14. «Обобщение материала по курсу химии» (06.05 – 19.05)

Предлагаемые слушателям задания строго соответствуют по содержанию вынесенным на изучение разделам. Три итоговых теста по всему курсу химии, выполняемых при обобщении, могут послужить «индикатором» уровня подготовки слушателей к экзамену и ЦТ. Кроме материала самостоятельных работ пособие содержит комплекс дополнительных типовых заданий для самостоятельного выполнения: задачи, «цепочки превращений»" и упражнения на расстановку коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях, которые слушатели могут использовать как для самоконтроля знаний и умений, так и при повторении материала на заключительном этапе подготовки к тестированию.

Правильно спланированная, продуманная, целенаправленная контролируемая самостоятельная работа слушателей развивает чувство ответственности, стимулирует мотивацию к учению, активизирует познавательную деятельность и является определяющим фактором достижения высоких результатов обучения, способствующим формированию базовых компетенций и играющим ключевое образовательное и воспитательное значение.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники