Заочная интернет-конференция «Управление качеством профессиональной подготовки студентов»

в рамках международной конференции «Медицинское образование XXI века», Витебск, 2013 г.

Инновационные технологии в подготовке студентов медицинского вуза.

НОВЫЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

Чиркина И.А., Ольшанникова В.В., Ким Т.И., Бурак Г.Г.

УО «Витебский государственный медицинский университет», г.Витебск, Республика Беларусь

Задача  преподавания анатомии человека – в течение 3 семестров дать студентам высокий уровень базовых анатомических знаний, которыми они могут пользоваться при освоении клинических дисциплин на старших курсах, в последующем в своей медицинской практике после окончания института.

Методология, последовательность, объём, наглядность преподавания, система контроля знаний студентов по анатомии в медицинском вузе отработаны и проверены временем.

Однако жизнь привносит в процесс обучения новые факторы, которые позволяют совершенствовать процесс преподавания анатомии.

1. Традиционный метод изучения  строения тела человека с помощью препарирования и по готовым учебным препаратам был и остаётся самым эффективным.

2. Технические достижения позволяют расширить спектр прижизненных анатомических исследований. К ним следует отнести рентгеновский метод, компьютерную топографию, УЗИ - диагностику  и эндоскопию. Для этого необходим новый, более высокий уровень технического оснащения кафедры анатомии современным учебным и научным оборудованием.

3. В изучении анатомии важен принцип наглядности. Наличие экранов и мониторов компьютеров в учебных аудиториях позволяют демонстрировать картинки из современных атласов в дополнение к изучению препаратов. Однако не менее актуально использование современных муляжей и препаратов, изготовленных методом пластинации. Кафедра анатомии должна иметь такие пособия в избытке, чтобы студенты могли использовать их и в процессе самоподготовки и в процессе лабораторных занятий. И, наконец, музейные экспозиции не утратили своей актуальности в учебном процессе, поэтому музейные анатомические препараты необходимо по возможности приобретать и изготавливать на кафедре силами преподавателей и студентов в ходе элективных занятий и работы анатомического научного кружка.

4. Современное изучение анатомии с целью выявления структурно-функциональных связей использует создание разнообразных схем.

Например, без схемы строения нефрона невозможно понять и усвоить строение почки в связи с её функцией. Невозможно себе представить изучение строения центральной нервной системы без многочисленных схем: образование спинномозгового нерва, проводящие пути, ромбовидная ямка, анализаторы и т.д.

Издание учебных пособий с применением компьютерной графики позволяет усовершенствовать и умножить схемы, облегчающие понимание некоторых сложных вопросов анатомии. Использование чертёжных шаблонов при самоподготовке студентов и на занятиях с одной стороны, развивают у них образное мышление, являются базой для долговременного запоминания с помощью зрительной, моторной и логической памяти, а с другой стороны, помогают преподавателю оценить уровень усвоения материала студентами.

5. Всеобщая  компьютеризация привела  к значительным личностно-психологическим изменениям современного контингента студентов. Легкая доступность любой информации в интернете подавляет способность к самостоятельному постижению анатомических законов.  Ведь во все времена именно самостоятельная работа студентов на кафедре анатомии была основой успешного изучения предмета.

Тестовый контроль, к которому студенты приучены в школе, не может стимули- ровать логическое мышление и умение излагать мысли. Студентам необходимо помочь преодолеть школьные стереотипы и адаптироваться к системе обучения в вузе, поэтому  их нужно учить: а) говорить, б) самостоятельно заниматься и в) умению находить среди огромного количества знаний о строении тела человека наиболее важные, которые определяют понимание сущности и механизмов становления и развития заболеваний человека.

Для этого важны 2 момента: а) мотивация и б) неотвратимость контроля.

В мотивации на первом плане находятся клинические аспекты преподавания анатомии. Давно назрела необходимость учебного пособия по клинической анатомии, которого пока не существует. Что касается контроля знаний, то здесь важно контролировать не сумму анатомической информации, которую усвоил студент, а его анатомическое мышление.

Выводы:
      1. На всех этапах изучения строения тела человека должны преобладать (по возможности) активные методы преподавания.
      2. Преподавание строения тела человека на всех уровнях (организменном, системном, органном, тканевом, клеточном) с использованием любых методических приемов и наглядностей должно носить функциональную и клиническую (!) направленность.

Список источников:

1. Селивёрстов С.С., Лабзин В.И., Шакало Ю.А., Амбросьева Н.П., Шатохин Н.В., Жерепа Л.Г., Павлова А.Е. Перспективы и пути оптимизации методического обеспечения учебного процесса на кафедре анатомии человека/ Журнал теоретической и практической медицины. М.: 2011.т.9. – специальный выпуск.- С 312-313.

2. Баженов Д.В., Колесников Д.Л., Сапин М.Р. Совершенствование образовательного процесса на кафедрах анатомии в медвузах Российской Федерации в современных условиях./ Мат. международной научно-практической конференции руководителей анатомических кафедр и институтов ВУЗов СНГ и Восточной Европы, посвящённой 75-летию УО ВГМУ; под ред. А.К. Усовича.- Витебск,2009: с.17-19.

3. Селивёрстов С.С. Особенности управления качеством образовательного процесса на кафедре.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники