Заочная интернет-конференция «Управление качеством профессиональной подготовки студентов»

в рамках международной конференции «Медицинское образование XXI века», Витебск, 2013 г.

Дистанционное обучение в медицинских вузах: задачи, технологии, опыт, проблемы и перспективы

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Семенов В.М., Дмитраченко Т.И., Жильцов И.В., Зенькова С.К., Скворцова В.В., Крылова Е.В., Редненко В.В., Хныков А.М.

УО «Витебский государственный медицинский университет», г.Витебск, Республика Беларусь

На протяжении 2012/13 учебного года на кафедре инфекционных болезней УО «ВГМУ» активно внедрялись формы дистанционного обучения, базирующиеся на возможностях, предоставляемых централизованной системой СДО Витебского государственного медицинского университета (http://do2.vsmu.by/). Указанная система основана на движке Moodle 2.0. Moodle представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Система реализует философию «педагогики социального конструкционизма»[1] и ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения. Moodle написана на PHP с использованием SQL-базы данных (MySQL, PostgreSQL, Microsoft SQL Server и др.), может работать с объектами SCO и отвечает стандарту SCORM.

Благодаря развитой модульной архитектуре возможности Moodle могут легко расширяться сторонними разработчиками [2]. Помимо языковой поддержки и шаблонов оформления, Moodle позволяет подключать также следующие типы модулей: элементы курса; отчеты администратора; типы заданий; плагины аутентификации; блоки; форматы курсов; отчеты по курсам; поля базы данных (для элемента курса «база данных»); плагины подписки на курсы; фильтры; отчеты по оценкам; форматы экспорта оценок; форматы импорта оценок; портфолио; типы вопросов в тестах; форматы импорта/ экспорта тестов; отчеты по тестам; хранилища файлов; типы ресурсов; плагины поиска [3].

В практике кафедры инфекционных болезней использовались следующие виды возможностей, предоставляемых СДО Moodle:

1) размещение расписаний занятий, учебно-методических пособий, международных клинических рекомендаций либо ссылок на них, перечней основной и вспомогательной литературы.

2) создание интерактивных лекций с элементами тестового контроля усвоения знаний;

3) размещение тестовых заданий (обучающих и контрольных).

Данные возможности использовались следующим образом:

1) размещенные на сайте ДО Moodle ВГМУ расписания занятий и их тематика, перечни основной и вспомогательной учебной литературы, а также непосредственно учебники и руководства (включая англоязычные учебные пособия) и ссылки на учебные материалы, имеющиеся в свободном доступе в Интернете (включая англоязычные материалы на сайтах CDC, Medline и Medscape References) позволяли студентам (в первую очередь – англоязычным) полноценно готовиться к занятиям, в том числе непосредственно из дома, причем привлекая к процессу подготовки учебно-методические материалы, недоступные в библиотеке УО «ВГМУ»;

2) интерактивные лекции с элементами тестового контроля текущего усвоения знаний (т.е. когда для перехода к очередному разделу лекции необходимо правильно ответить на ряд вопросов по материалам, содержащимся в предыдущем разделе) активно использовались для проведения вводной части занятия, гарантируя усвоение всеми присутствующими студентами базовых (иногда – и углубленных) учебных материалов, составляющих тематику занятия. Лекции снабжаются большим массивом цветных иллюстраций, графиков и схем, что, с одной стороны, облегчает усвоение материала, а с другой – предоставляет возможность демонстрации клинических проявлений редко встречающихся заболеваний и состояний (прежде всего – тропических инфекционных болезней, не встречающихся в Республике Беларусь или представленных редкими завозными случаями).

3) тест-контроли всех видов (прежде всего – в закрытой форме и на соответствие, несколько реже – embedded answers и эссе) широко использовались нами в процессе проведения занятия:

– для контроля текущего усвоения знаний (обучающие тесты). Данные тестовые задания отличаются тем, что их можно проходить неограниченное количество раз, причем после введения любого ответа (включая неправильный) выводится список правильных ответов и пояснений к ним. Оценки за прохождение обучающих тестов не ставятся. Подобные тесты используются как элемент обучения, ускоряющий усвоение материала занятия (особенно – в комбинации с интерактивными лекциями);

– в качестве средства для оценки подготовки к занятию (контрольные тесты). Данные тестовые задания проходятся однократно, причем список правильных ответов выводится, но пояснений к ним не дается; по результатам прохождения теста выставляется оценка, которая заносится в журнал преподавателя. В некоторых ситуациях контрольный тест можно пройти дважды, а оценка формируется как среднее арифметическое результатов обоих прохождений; данная организация контрольного тестирования неоднократно применялась нами в случае проверки усвоения больших объемов учебных материалов либо тем, сложных для понимания.

Настойчивое и последовательное применение средств и методов дистанционного обучения при организации очных занятий позволило:

– обеспечить беспрепятственный доступ студентов к источникам современной медицинской информации, включая англоязычные, редкие и дорогостоящие, недоступные в библиотеке УО «ВГМУ»;

– проводить занятия по тропическим болезням, посвященные заболеваниям, редко встречающимся или совсем не встречающимся на территории Республики Беларусь, на базе электронной библиотеки УО «ВГМУ», имея возможность демонстрации студентам визуального материала, детально иллюстрирующего симптоматику соответствующих болезней;

– предоставить студентам средства для самоконтроля и оптимизации усвоения учебного материала при домашней подготовке к семинарским занятиям (путем доступа к интерактивным лекциям и обучающим тестам);

– обеспечить объективную оценку уровня подготовки студентов (контрольные тесты), причем в удобной для преподавателя форме (возможность генерации и сохранения отчетов по успеваемости для произвольных групп студентов за любые желаемые отрезки времени).

Студенты неоднократно отмечали, что занятия, проводимые с использованием элементов Moodle, стали интереснее, материал усваивается легче, а степень его усвоения выше, чем при традиционной организации семинарских занятий; ряд иностранных студентов просил преподавателей сохранить им доступ к ресурсам кафедры инфекционных болезней, размещенным на сайте СДО Витебского государственного медицинского университета, и после завершения курса обучения, что свидетельствует как о высоком качестве размещаемых учебных материалов, так и о несомненной заинтересованности студентов в изучении данного предмета.

Список источников:

1. Prado C, Vaz DR, de Almeida DM. Theory of significant learning: development and evaluation of virtual classroom in Moodle platform Rev Bras Enferm. 2011 Nov-Dec; 64 (6): 1114-21.
2. Seluakumaran K, Jusof FF, Ismail R, Husain R. Integrating an open-source course management system (Moodle) into the teaching of a first-year medical physiology course. Adv Physiol Educ. 2011 Dec; 35 (4): 369-77.
3. Bussières JF, Métras MÉ, Leclerc G. Use of Moodle, ExamSoft and Twitter in a first-year pharmacy course. Am J Pharm Educ. 2012 Jun; 76 (5): 94.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники