СДО Moodle в системе преподавания патологической анатомии в медицинском университете.

Товсташев А.Л., Медведев М.Н., Самсонова И.В.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», Витебск, Беларусь

Интенсивно развивающиеся технологии требуют внедрения в учебный процесс новых форм и методов, позволяющих решать поставленные перед высшей школой задачи.

Современный педагогический процесс сталкивается с рядом трудностей: рост информационного потока; отсутствие единого общепринятого современного учебника; естественное отставание учебника от новой информации; разрозненность информации, а иногда и ее противоречивость; сложности разработки, высокая стоимость приобретаемых печатных учебных пособий. Все это заставляет пристальнее обращать внимание на возможности дистанционного обучения (СДО Moodle). А это может быть не только обучение на расстоянии, но и формирование и тестирование знаний студентов в стенах университета с использованием информационных технологий и компьютерных классов в более широком диапазоне, чем это делается сейчас.

Преимуществами СДО Moodle являются открытость, доступность и неограниченная емкость. Привлекает возможность освоения теоретического и практического курса с поэтапным, последовательным продвижением в изучении материала, который подразумевает переход к следующей теме только после того как получен зачет по предыдущей. Эта система напоминает компьютерные игры, на которых выросло современное поколение студентов. Из положительных моментов этой системы необходимо отметить также ее гибкость. По сравнению с печатными учебными материалами, которые не успевают за динамикой окружающей действительности, здесь имеется возможность постоянного обновления и корректировки данных, особенно статистических.

Процесс составления электронных курсов кропотливый, требующий больших временных затрат и коллективного творчества. Поэтому на кафедре патологической анатомии ведется планомерная работа в этом направлении. На первом этапе в «цифру» была переведена вся информация по планам занятий, весь методический материал для преподавателей и студентов. Созданы мультимедийные лекции и презентации по всем изучаемым темам. Разработана и запущена в работу программа предэкзаменационного тестирования студентов. К настоящему времени накоплен большой объем информации в электронном виде, который можно использовать для создания тематических веб-страниц с необходимыми ссылками. Ведется работа по созданию глоссария.

Программа СДО Moodle, работа над наполнением которой ведется в медуниверситете на всех кафедрах с той или иной степенью активности, должна стать одним из механизмов сопряжения и интеграции усилий в плане создания единой общеуниверситетской концепции обучения, освоения информации, формирования мировоззрения врача и его клинического мышления. Предполагаемая преемственность между теоретическими и клиническими кафедрами не всегда задействована в полной мере. Для студентов существуют определенные трудности в плане повторения пройденных курсов для уточнения полученных ранее знаний. Повторение, по-прежнему, мать учения. В связи с этим мы видим необходимость активного использования системы ссылок не только с интернет источниками, но и в первую очередь с курсами, разрабатываемыми на других кафедрах.

Следующий вопрос, который можно решать параллельно с наполнением СДО Moodle в условиях медицинского университета – это создание основы для глобальной диагностической или, по крайней мере, консультационной программы. Предпосылки для этого имеются. Это постоянно усовершенствующаяся программная оболочка с постоянно расширяющимися возможностями, это профессиональные научно-педагогические кадры, которые имеют представление о задачах и проблемах высшего медицинского образования и, одновременно, находящиеся на передовой практической медицины. Не менее важным является объединение всех под крышей одного университета, общность образования, научной школы, традиций и перспектив.

Возможности трансляционной медицины позволяют демонстрировать динамичную картинку не только обычной лекции, но обеспечить доступ широкой аудитории в ограниченное пространство лабораторий, операционных, позволяют заглянуть множеству глаз в окуляр микроскопа, на экран УЗИ-аппаратуры, томографа в режиме онлайн. На кафедре патологической анатомии это позволяет изучать не только архивные студенческие микропрепараты, но и текущий биопсийный материал. Уже сейчас активно используется консультирование сложного материала с использованием оцифрованного изображения и электронной почты. Существующие возможности скоро позволят перейти на on-line консультирование.

Использованные источники:

1. Анисимов A.M. Работа в системе дистанционного обучения Moodle.Учебное пособие. - Харьков, ХНАГХ, 2008. - 275 стр.
2. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. – Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники