Неделя латинского языка в Кировской государственной медицинской академии

Патрикеева Н. С., Патрикеева Е. В., Шубина Е. Н.

Кировская государственная медицинская академия, г. Киров

Высокий уровень сформированности профессиональных и общекультурных компетенций - это гарантия полноценной реализации личности в профессиональной, социокультурной и других сферах повседневной деятельности человека. Недостаточное качество владения медицинской терминологией, основы которой закладываются на первом курсе, необходимость повышения эффективности преподавания латинского языка диктуют применение специфических педагогических технологий, ориентированных на развитие мыслительной деятельности учащихся, преодоление интеллектуальной пассивности студентов, их неумения и нежелания умственно и духовно трудиться, повысить в целом мотивацию к изучению латинского языка. С этой целью и был разработан проект - Неделя латинского языка.

Целевая аудитория проекта включает студентов 1 курса лечебного и педиатрического факультетов. Суть проекта заключается в том, чтобы приобщить максимально большее количество учащихся к участию во всех видах творческой активности, предусмотренных Неделей, расширить их общекультурный кругозор, проникнуть в экстралингвистический смысл слова, осознать, каким образом транскрибируется латынь в сегодняшний день.

"Lingua latina forever!" – таков девиз Недели латинского языка в Кировской ГМА, в ходе которой, в соответствии с лучшими традициями этого праздника, студенты приобщаются к истории медицинской терминологии и к античной культуре в целом посредством интеллектуального соревнования и творчества.

Проведению Недели латинского языка предшествовал напряженный подготовительный период:

1. За 2 месяца до начала Недели был открыт конкурс "Загадка недели" (всего 8 загадок, в том числе «кинематографическая, «философская», «мировоззренческая», «эстетическая»...), в котором приняли участие около 60 студентов первого курса.

2. За месяц до проведения Недели студентам было предложено принять участие в творческом конкурсе на лучший рисунок на античный сюжет или живописную/графическую иллюстрацию понравившегося латинского афоризма, а также создание презентаций в виде слайдов.

3. Накануне Недели на кафедре была оформлена выставка студенческих работ нынешних второкурсников, на которой представлены фотографии, коллажи архитектурных сооружений, исторических памятников и прочих артефактов с надписями на латинском языке.

4. В музее кафедры иностранных языков была развернута выставка учебных пособий по латинскому языку, сборников научных трудов (некоторые из них с автографами), книг по истории и культуре античности.

5. Преподавателями кафедры были отобраны и адаптированы для инсценировки на латинском языке некоторые популярные античные мифы.

6. Выбраны отрывки из произведений римских поэтов (Вергилий, Гораций) для конкурса чтецов.

7. Студентам готовили доклады по актуальным видам терапии.

8. Для поддержания междисциплинарных связей и воссоздания «духа академизма» накануне Недели коллегам по академии были разосланы листовки с соответствующими профилю кафедры латинскими выражениями.

Информационной поддержкой является газета «Доктор» - печатный орган Кировской ГМА, интернет-сайт академии и студенческий форум, социальные сети. Техническая поддержка заключалась в предоставлении кафедре мультимедийного комплекса на весь период проведения Недели.

Неделя латинского языка открылась исполнением гимна студенческой молодежи «Gaudeamus», после чего был заслушан доклад "Девиз вуза как отображение его общегуманитарной и образовательной концепции". Далее, куратором проекта был подведен итог по докладам студентов о специфических видах терапии, подчеркнуто, что наибольшую популярность среди первокурсников завоевала аромотерапия. В творческой части первого дня Недели было замечательное чтение отрывка из "Ars amandi" ("Искусство любви") Вергилия в исполнении студента-первокурсника и мастер-класс - инсценированный диалог на латинском языке на современную тему в исполнении преподавателей латинского языка.

Неделя латинского языка была насыщена разнообразными видами деятельности: 1) показ презентаций об истории латыни, медицинской школе Салерно, латынь в русской литературе и др.; 2) соревновательное разгадывание кроссворда "Лекарственные формы"; 3) викторины "Знатоки анатомической терминологии", "Знатоки клинической терминологии", "Античная мифология, история медицины и медицинской терминологии".

Студенты в командах продемонстрировали не только знания, заложенные программой, но и узкоспециальные знания, и общий кругозор. Они справились с такими вопросами как: почему католическая церковь запрещала производить вскрытия трупов, что такое плацебо и ноцебо, хлыстова травма, карантин и сноб и, даже, morbus gallicus s. morbus neopolitanus. Практически все команды "нашли" в человеческом теле конский хвост, мышку, морского конька, пятачок свиньи, клюв кукушки, червя, крючковатый клюв вороны, камбалу, козлиные волосы, улитку, петуха. Однако, следует признать, что далеко не все знают о реке Лете, нашедшей отражение в таких терминах как еxitus letalis или летаргический сон. Викторины были оживлены "кричалками" для болельщиков, которые должны были громче и дружнее прокричать ответы на вопросы о богах греческого и римского пантеонов или продолжить начатый ведущим афоризм. Знатоки придумывали название и девиз команды на латинском языке, демонстрируя при этом бурную фантазию молодости - Herba felix (Счастливая трава), Nigra pestis (Черная чума), Chamomillae (Ромашки). Но девизы были достойные - Carpe scientias (Лови знания), Per aspera ad astra (Через тернии к звездам), Sapienti sat (Умному достаточно).

Завершилась Неделя латинского языка праздничным мероприятием, на котором присутствовало примерно 90 человек. Были подведены итоги творческих конкурсов, отмечена не только добрая воля активных студентов проявить себя, но и глубокое осмысление латинской мудрости и ее выражение через замечательное профессионально художественное исполнение некоторых работ. Прозвучали на латинском языке отрывки из произведения Лукреция Кара "De rerum natura". Апофеозом явились костюмированные сценки на сюжеты известных мифов "Орфей и Эвридика", "Миф о Пандоре", "Яблоко раздора", о Сфинксе, задающем загадку о существе, которое утром ходит на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех, а также история о том, как Диоген на форуме днем с огнем человека искал.

Что касается эффективности данного проекта, то, учитывая заложенные критерии, как-то: количество студентов, активно участвующих в мероприятиях Недели и результаты текущего контроля, его вполне можно считать успешным. Хочется надеяться, что проведенная Неделя латинского языка выведет нас на прогнозируемые результаты, а именно: 1) более высокая степень готовности студентов к усвоению доклинических и клинических дисциплин; 2) снижение количества студентов, не сдавших зачет с первого раза; 3) повышение мотивации к изучению латинского языка.

Выводы:

1. Массовое участие студентов (мероприятия проходили в рамках расписания занятий) способствует сплочению студентов вокруг общей идеи познания нового, вовлекает их в мир знаний, творчества и сотрудничества, пробуждает любопытство, чувство, которое побуждает человека действовать.

2. Проект дает возможность творчески активной молодежи раскрыть свой потенциал, обогатить свою учебную деятельность за счет приобретения уникального опыта, получить бонусы за свою интеллектуальную исследовательскую деятельность.

3. Приобщение всех активных участников проекта к замечательному сообществу людей, обладающих пытливым умом и жаждой знаний.

4. Многоплановость форм участия студентов позволила сделать Неделю многоликой и интересной.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники