Лекция как основа самостоятельной учебной работы

Гаевская Д.Л., Лузгина Н.Н.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Основным критерием качественного образования должны стать его социальные результаты – выпускник должен овладеть технологиями самообучения, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Исходя из требований сегодняшнего дня к универсальности знаний, преподаватели кафедры химии факультета профориентации и довузовской подготовки (ФПДП) видят решение проблемы в создании такого учебно-воспитательного процесса, который наиболее полно соответствовал бы целям и задачам качественного образования.

Учебный процесс и технология обучения на факультете приближены к вузовским. Используются разнообразные организационные формы учебной работы: лекции, практические занятия, контрольные работы, зачеты и консультации.

На кафедре химии ФПДП такая форма обучения, как лекция представлена в виде двухнедельного лекционного курса в начале учебного года. Его цель — формирование ориентировочной основы для последующего усвоения слушателями учебного материала, их адаптация к системе обучения в высшей школе. Они учатся правильно вести конспекты, приобретают навыки самостоятельной работы над учебным материалом, развивают умения по его логико-графическому структурированию. Лекция как путеводная нить помогает абитуриенту не захлебнуться в потоке информации (огромное множество пособий для подготовки к централизованному тестированию как белорусских, так и российских авторов размещены на полках магазинов), обрести ориентиры, отобрать необходимое и полезное. Это требует от преподавателей новых методических подходов, позволяющих в рамках программы и в условиях дефицита времени не просто давать информацию, но и развивать у слушателей навыки самоорганизации и самообучения.
Развитие информационно-коммуникационных технологий открыли возможности в изменении формы подачи теоретического материала путем объединения лекции и контролируемой самостоятельной работы слушателей. Такое слияние нам позволила осуществить электронно-коммуникационная среда Moodle, которая относится к классу свободно распространяемого программного обеспечения. Основу информационного наполнения среды составляют электронные курсы, проект по их разработке и использованию стартовал в Витебском государственном медицинском университете в 2011 году.

На кафедре химии ФПДП в 2014 году был создан и зарегистрирован обучающий электронный курс «Химия (дневное отделение)», одним из элементов которого является обучающая лекция, построенная на принципах технологии укрупнения дидактических единиц. Она позволяет преподносить учебный материал в интересной и гибкой форме. Лекция состоит из набора страниц. Каждая страница заканчивается контрольным вопросом, касающимся отдельной части информации, представленной на странице. Это стимулирует слушателей к более детальному, внимательному изучению теоретического материала и в то же время носит контролирующий, оценивающий характер. В зависимости от правильности ответа система допускает слушателя к следующей странице лекции или возвращает на предыдущую.

Схематично навигацию по лекции можно отразить рисунком:

e conf2015

Рис. 1. Схема прямой навигации по лекции: квадраты ― страница лекции; треугольники ― контрольные вопросы и задания; прямоугольник ― результат усвоения материала лекции (оценка)[1].

Электронный формат позволяет использовать в качестве обучающего материала не только текст, но и картинки, фотографии, ссылки на видео химических опытов из сети Интернет. Это тем более значимо в связи с отсутствием химической лаборатории на кафедре химии ФПДП и невозможности экспериментальной деятельности. А ведь именно эксперимент делает химию привлекательной, захватывающей наукой. Визуализация химических процессов способствует формированию наглядно-образного мышления и более эффективному усвоению учебного материала.

Таким образом, новая форма подачи лекционного материала дает слушателям возможность:

  • записывать лекции, не отставая от речевого потока лектора;
  • многократно возвращаться к учебному материалу, осуществляя принцип «хождения по кругу в трудных местах»;
  • самостоятельно расширять временные рамки изучения такой сложной дисциплины, как химия;
  • работать в своем заданном темпе и без ограничения времени самостоятельно изучать учебный материал;
  • осмыслить, проанализировать и заучить полученный материал;
  • проконтролировать степень усвоения учебного материала при выполнении карточек-рубрикаторов с вопросами.

Данная форма работы положительно сказывается и на педагогической деятельности преподавателя: автоматически контролируется самостоятельная работа слушателей по изучению материала, исключается возможность формального просмотра слушателем лекции «для галочки», исключительно ради отчета перед преподавателем, освобождает учебное время на практических занятий для отработки практических навыков. Безусловно, подготовка таких лекций ― большая работа. Преподаватели должны не только отобрать и структурировать содержание учебного материала, но и подготовить контролирующие задания и вопросы. Однако, далее от них потребуется лишь ежегодное обновление материала (там, где это необходимо).

Таким образом, такой методический подход к учебной лекции по химии позволяет слушателям самостоятельно усвоить большой объем фактического материала, развивать умения им оперировать, осуществлять самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.

Трудно не согласится с мнением В.В.Гузеева, что «предмет нашей законной гордости ― большой объем фактических знаний ― в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация стала легко доступной, а объем ее быстро растет. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как их применять. Но еще важнее знания о том как информацию добывать и интегрировать или создавать новую.» [2].

Использованные источники:

  1. Галузо, И.В. Интерактивная лекция в СДО Moodle: создание и использование / И.В. Галузо // Современное образование Витебщины ― 2014. ― № 3(5). ― С. 27―31.
  2. Гузеев, В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии/. В.В. Гузеев – М.: Народное образование, 2001. 224 с.
  3. Википедия. Свободная энциклопедия // Лекция [Электронный ресурс]. ― 2015. ― Режим доступа : https://ru.wikipedia. ― Дата доступа : 28.04.2015.
  4. Михайлов, О. Лекционная форма обучения (недостатки и способы их устранения) / О. Михайлов, В. Комогорцев // Вестник высшей школы Alma mater ― 2007. ― № 6. ― С. 24―25.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники