Роль самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин « терапевтическая стоматология» и « коммунальная стоматология»

Першукевич Т.И., Бич Е.В., Чернявский Ю.П., Кореневская Н.А.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск

Актуальность. В период социально-экономических преобразований в обществе преподавателям предъявляются более высокие требования к профессиональной подготовке будущих специалистов с высшим медицинским образованием. Современному практическому здравоохранению требуются высококвалифицированные специалисты, обладающие глубокими теоретическими знаниями, широким кругозором, специалисты, понимающие суть преобразований, способные реализовать их в жизнь через новые социально-экономические механизмы хозяйствования. Выпускник должен владеть системой интегрированных теоретических и клинических знаний, умений и навыков, помогающих освоить высокие мировые медицинские технологии и применять их в своей практической деятельности на благо здоровья населения Республики Беларусь. Одной из основных составляющих профессиональной подготовки студентов нашего вуза является самостоятельная работа студентов, направленная на саморазвитие способностей будущего врача к более сложным видам деятельности и способствующая формированию у будущих выпускников мобильных, способных к конкуренции, инновации и управлению квалифицированных кадров. Она позволяет сделать студента активной фигурой учебного процесса, включить его в учебную деятельность, способствует формированию у будущего выпускника способности к саморазвитию и самообразованию, а также вовлечению студентов в решение профессиональных задач различной сложности, создает условия для развития профессиональной компетенции будущего врача. Современному динамично развивающемуся обществу требуются образованные, конкурентно-способные специалисты, которые могут самостоятельно осваивать и внедрять новые технологии в своей профессиональной деятельности. Реализация и методическое обеспечение самостоятельной работы требует целенаправленного взаимодействия всех участников образовательного процесса: преподавателей, студентов, работников библиотеки, компьютерных классов. На кафедре «Терапевтическая стоматология» активно внедрена в учебный процесс самостоятельная работа студентов 3,4,5 курсов по дисциплине «Терапевтическая стоматология» и 5 курс «Коммунальная стоматология», которая направлена на повышение качества обучения, активизацию учебно-познавательной деятельности студентов, стремлению к пополнению и обновлению знаний.

Цель. Проанализировать развитие у студентов способности к постоянному, непрерывному самообразованию, стремлению к пополнению и обновлению знаний, творческому использованию их на практике в своей профессиональной деятельности.

Материалы и методы. Самостоятельная работа студентов по дисциплинам проводится за счет часов, предусмотренных рабочими учебными планами программами по учебным дисциплинам. Они используются для проведения установочных занятий, консультаций и контролируемых мероприятий и обязательно фиксируются в журналах академических групп. Контроль результатов самостоятельной работы осуществляется преподавателем в течение семестра и завершается в период зачетно-экзаменационной сессии перед аттестацией учебной работы студентов по дисциплинам «Терапевтическая стоматология» и «Коммунальная стоматология». Она может иметь различные формы межсезонного контроля (написание рефератов, тестовые задания, устное сообщение, мультимедийная презентация и др.) и должна быть эффективной только при систематическом ее контроле. Самостоятельная работа может быть зачтена или незачтена преподавателем, что отражается в журнале учета учебной нагрузки преподавателя отметками «зачтено» или «незачтено».

Результаты и обсуждения. На кафедре «терапевтической стоматологии» обучение проходят студенты 3,4,5 курсов. Формы проведения самостоятельной работы студентов ежегодно обсуждаются и принимаются на заседании кафедры в начале учебного года в зависимости от выделенных часов. Разработано Положение о самостоятельной работе студентов по дисциплинам «Терапевтическая стоматология» и «Коммунальная стоматология». Вся информация доступна для студентов на сайте дистанционного обучения.
Так в 2014-15 учебный год студенты 3 курса в осенний семестр готовили мотивационный альбом по теме «Средства индивидуальной гигиены полости рта» и реферировали 5 журнальных источников. В весенний семестр занимались написанием и защитой историй болезни по теме «Заболевания твердых тканей зубов» и реферированием 5 журнальных источников по стоматологии.

Студенты 4 курса в осенний семестр подготавливали и защищали историю болезни по теме «Заболевания периодонта» и реферировали 5 журнальных источников. В весенний семестр они занимались подготовкой мультимедийной презентации по теме «Заболевания периодонта» с последующим выступлением перед группой и реферированием 5 журнальных источников.

Самостоятельная работа студентов 5 курса в осенний семестр включала в себя написание истории болезни по теме «Заболевания слизистой оболочки полости рта» и последующей ее защитой путем подготовки и выступлением перед группой с мультимедийной презентацией, кроме этого студенты готовят рецептурник по лекарственным средствам, используемым для лечения заболеваний слизистой оболочки и реферируют 5 журнальных источников. В весеннем семестре они занимались реферированием 10 журнальных источников.

На дисциплине «Коммунальная стоматология студенты 5 курса в осеннем семестре проводили эпидемиологическое обследование школьников гимназии №1 г.Витебска и заполняли «Карту стоматологического здоровья» (ВОЗ). В весеннем семестре они реферировали 10 журнальных источников и готовили мультимедийную презентацию на темы «Гигиена полости рта», «здоровый образ жизни» с последующим выступлением перед школьниками гимназии №1 г.Витебска.

В ходе подведения итогов проверки самостоятельной работы студентов все получили оценки «хорошо» и «отлично».

Выводы. Самостоятельная работа студентов, разработанная и реализуемая на кафедре «Терапевтическая стоматология», способствует подготовке врачей-стоматологов – специалистов, формирует умения и навыки самостоятельного применения на практике, стимулирует студентов к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию, накоплению знаний, позволяющих повысить уровень и качество оказания стоматологической помощи населению Республики Беларусь.

Литература:

  1. Лобанов А.П. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий /А.П.Лобанов, Н.В. Дроздова.- Мн.:РИВШ, 2005.-107с.
  2. Коневалова Н.Ю. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе: Учеб.-метод.пособие /Н.Ю.Коневалова, З.С.Кунцевич, Г.К.Радько. – Витебск: ВГМУ,2010.-65с.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники