Телекоммуникационные технологии в анестезиологии-реаниматологии

Мамась А.Н., Никитина Е.В., Кизименко А.Н.

УО «Витебский государственный медицинский университет» Г. Витебск, Республика Беларусь

В современных условиях врачам анестезиологам-реаниматологам приходится иметь дело с огромным потоком медицинской информации. Internet дополнительно увеличивает это количество.

Наличие новых способов дистанционного общения и обмена опытом между специалистами позволяет своевременно и адекватно корректировать тактику интенсивной терапии, внедрять в практику новые инновационные методики.

Современные Internet-технологии позволяют сэкономить время при доступе к необходимой информации, быстро обработать достаточно большой объем информации. Огромное значение и большие перспективы электронная медицинская библиотека имеет для молодого специалиста в условиях сельской медицины. Применение современных телекоммуникаций позволяет приблизить высокоспециализированную медицинскую помощь к наиболее удаленным территориям. Что является особенно актуальным для пациентов, у которых своевременность вмешательства является решающим фактором.

Телемедицина представляет собой прикладное направление медицинской науки, связанное с разработкой и применением на практике методов дистанционного оказания медицинской помощи и обмена специализированной информацией на базе использования современных телекоммуникационных технологий.

С каждым годом увеличивается число пациентов, которые посредством телекоммуникаций знакомятся с интересующей их медицинской информацией, а так же родственников, ухаживающих за такими пациентами. Пациенты получают знания, позволяющие им активно участвовать в своем лечении, избегать лишних госпитализаций и планировать рациональный образ жизни.

Наиболее распространенными видами доступа для дистанционного телекоммуникационного общения являются следующие:

  1. Видеоконференции.
  2. Получение общемедицинской информации.
  3. Списки обсуждений.

Все более актуальным становится создание локальных или регионарных сетей. Одним из основополагающих принципов их создания является принцип единого информационного пространства. При этом возможен постоянный доступ к любым медицинским данным независимо от места их постоянного хранения для любого врача в достаточно короткий срок времени. Единое информационное пространство – это среда, обеспечивающая доступ заинтересованным врачам различных специализаций к медицинской информации, а также ее сбор и распространение для принятия специализированных профессиональных или организационных решений при помощи средств телекоммуникаций.

В реанимационно-анестезиологических отделениях уже давно используются системы трендов и передачи информации от каждого конкретного пациента через такую сеть. Или же, например, интерпретация ЭКГ – существуют специальные программы, интерпретирующие до 12 отведений. С развитием Internet-технологий появилась способность обеспечить удаленный всесторонний анализ ЭКГ и провести параллельно консультацию кардиолога.

Основные достижения телемедицины позволяют использовать ее и в педагогическом процессе. Студенты-медики часто сталкиваются с вопросами, которые изложены в учебниках в достаточно устаревшем виде или не изложены вовсе. Чтобы правильно овладеть навыками различных манипуляций, применяемых в повседневной анестезиологической практике, например, венозными доступами, интубацией трахеи, эндотрахеальным наркозом, различными видами регионарной анестезии, коникотомией, трахеостомией, комплексом сердечно-легочно-мозговой реанимации и т.д. студенту приходится прибегать к огромному количеству источников информации, иногда довольно противоречивым. Это создает большие трудности для адекватного усвоения материала. Современные технологии позволяют проектировать и создавать информационные инструменты, которые позволяют избежать подобные трудности.

Мультимедийные средства позволяют показать обширное множество информации различными средствами: презентация, текст, звук, изображения, схемы, фотографии, иллюстрации, мультипликацию и видео в индивидуальном темпе.

Дистанционное обучение позволяет без отрыва от производства проводить обучение больших групп студентов в реальном времени.

Существует понятие теленаставничества – метода, позволяющего непосредственно контролировать работу студента. При этом отсутствует необходимость постоянного присутствия преподавателя рядом, что способствует более решительному стремлению студента к самостоятельному обучению и самосовершенствованию.
На основании всего изложенного выше можно сделать следующие выводы:

  1. Использование телекоммуникационных систем в повседневной практике врача анестезиолога-реаниматолога способствует повышению эффективности его работы.
  2. Своевременный телекоммуникационный доступ к электронной информации особенно актуален для удаленных и труднодоступных регионов.
  3. Дистанционное обучение студентов способствует самосовершенствованию студента и открывает перед ним широкие перспективы.
  4. Наличие локальных и региональных компьютерных сетей в практическом здравоохранении позволяет своевременно и адекватно решать целый ряд задач.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники