Зависит ли успеваемость студентов на кафедре патологической физиологии от преобладающего типа мышления?

Шилин К.А., Лигецкая И.В., Ковзова Е.И., Беляева Л.Е.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь

Современный этап развития высшего образования невозможен без учета и анализа индивидуальных особенностей мышления студентов. Мышление представляет собой обобщенную форму психического отражения человеком окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами. Профиль мышления, отображающий индивидуальные способы переработки информации, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Тип мышления — это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации [1].

Выделяют пять базовых типов мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, креативное мышление. Предметно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление представляет собой наиболее «простой» вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении субъект, оперируя логическими понятиями, может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно-логическое мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, мало значимых свойств. Креативное мышление – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи [3, 4].

Наглядно-образное мышление играет значительную роль в интеллектуальном развитии студента. Опираясь на него, обучающийся получает возможность овладеть представлениями, отображающими сущность явлений, что, в свою очередь, является ключевым этапом получения научных знаний. Следует отметить, что приведенные типы мышления в чистом виде встречаются редко, в большинстве случаев имеет место быть комбинация нескольких типов мышления у одного человека.

Коллективом кафедры патологической физиологии УО «ВГМУ» была поставлена цель определения ведущих типов мышления у обучающихся и поиска корреляции между преобладающим типом мышления и успеваемостью студентов, изучающих дисциплину «Патологическая физиология». Нами было проведено анкетирование студентов с использованием методики «Тип мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной) [4]. В опросе принимали участие студенты 3 курса лечебного факультета обоих полов, которые были разделены на группы с низкой успеваемостью (рейтинговая оценка 4-5 баллов за пятый семестр) (n=30) и высокой успеваемости (рейтинг: 6-9 баллов за пятый семестр) (n=31). Критерием, по которому выявляли преобладание определенного типа мышления, служило развитие его в средней или высокой степени (наличие 3 и более положительно отмеченных суждений в бланке ответов).

Результаты анкетирования показали, что предметно-действенное мышление в группе студентов с низкой успеваемостью развито в средней и высокой степени у 93,3% респондентов, в группе с высокой успеваемостью - у 87,3%. Абстрактно-символическое мышление оказалось развито у 30,0% обучающихся с низкой успеваемостью и 35,5% студентов, имеющих высокий рейтинг. Выраженное словесно-логическое мышление присутствует у 66,7% и 64,5% студентов со слабой и сильной успеваемостью, соответственно. Наглядно-образное мышление развито у 93,3% респондентов с низкой текущей успеваемостью и 96,8% обучаемых с высоким рейтингом. Креативное мышление, в свою очередь, развито у 76,7% студентов с низким рейтингом и 64,5% с высоким рейтингом.

Анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы: (1) у студентов обеих исследуемых групп словесно-логическое и наглядно-образное мышление развито в приблизительно равной степени; предметно-действенное и креативное мышление в незначительной степени более развито у студентов с низким рейтингом; студенты с высоким рейтингом имеют в незначительной степени более развитое абстрактно-символическое мышление; (2) самым распространенным типом мышления у анкетируемых студентов является наглядно-образный тип мышления, что сочетается с проведенным нами изучением ведущего типа перцепции - для большинства студентов наиболее характерны зрительный и смешанный типы модальности восприятия (35,6% и 32,3% соответственно) [2]. Учитывая эти данные, для улучшения качества учебного процесса мы можем предложить увеличить наглядную составляющую лабораторных занятий путем использования мультимедийных технологий, расширения имеющейся на кафедре библиотеки блок-схем.

Резюмируя полученные данные, мы можем предположить, что успешное обучение зависит не только от наличия одного или нескольких развитых типов мышления, а и от массы других факторов: мотивации, работоспособности, особенностей темперамента, усидчивости, трудолюбия, систематичности и регулярности занятий и т.д.

Использованные источники:

  1. Коломинский Я. Л. Человек: психология / Я. Л. Коломинский // Москва, 1986. – С. 35
  2. Лигецкая, И.В. Использование современных психологических методов оценки восприятия и поиск новых подходов к улучшению усвоения учебного материала студентами во время лабораторных занятий на кафедре патофизиологии / И.В. Лигецкая [и др.] // Витебск: ВГМУ, 2014 – С. 31.
  3. Прохорова, О. Н. Ментальные структуры и их репрезентация лексическими средствами в германских и романских языках: монография / О. Н. Прохорова [и др.] // Москва: ФЛИНТА, 2013. – C. 67-68.
  4. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы / Г.В Резапкина // Москва: Генезис, 2005.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники