Инновационные формы образования в УО «ВГМУ»

Мясоедов А.М., Кулик СП., Харкевич Н.Г.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь

В современном динамично развивающемся обществе встала необходимость применения инновационных подходов в образовательной системе, что предполагает принципиально новый подход в подготовке квалифицированных кадров. Инновации в системе образования, в том числе и медицинского, направлены на совершенствование познавательной деятельности, стиля мышления и ориентированы на преобразование традиционного учебного процесса в самостоятельный проблемно-исследовательский. В связи с этим перед медицинским вузом сегодня стоит задача подготовки специалиста мыслящего, свободно владеющего информационными технологиями, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике.

В настоящее время в сфере образования все большую эффективность приобретает дистанционная форма обучения. Одной из актуальных проблем данного обучения становится проблема разработки средств сетевого компьютерного тестирования и контроля знаний.

В связи с вступлением Республики Беларусь в Болонский процесс и вынесении многих тем на самостоятельное изучение студентами-медиками, например в сфере гуманитарного образования, возрастает роль компьютерных лекций и тестов с целью контроля самостоятельной работы студентов. Кафедра социально-гуманитарных наук, как и другие кафедры университета, успешно разработала для студентов в образовательной оболочке «Moodle» систему изучения и проверки знаний по основным дисциплинам интегрированных и специализированных социально-гуманитарных модулей.

Необходимо отметить, что в ВГМУ имеется хорошая материальная база по внедрению дистанционной системы обучения, позволяющая оперативно проводить рубежное и итоговое тестирование с охватом всего контингента обучающихся.

С целью повышения объективности и мотивации студентов к повышению профессиональных знаний в ВГМУ внедрена балльно-рейтинговая система оценки качества знаний. Данная система оценки качества знаний позволяет активизировать самостоятельную работу студентов, дифференцировать их по уровню усвоения учебного материала и своевременно откорректировать действия, направленные на повышение качества обучения.

В настоящее время происходит трансформация традиционной монологической лекции как способа передачи готовых знаний в активные диалоговые формы общения. Среди новых форм, используемых преподавателями университета в процессе обучения, можно назвать компьютерные лекции в образовательной оболочке «Moodle», лекции проблемного характера, лекции вдвоем, практико- и социально-личностно ориентированные лекции с использованием мультимедийных средств.

Этико-гуманитарная подготовка студентов-медиков – важнейшая государственная задача, решение которой призвано существенно повлиять на процесс оптимизации работы в области здравоохранения.

Важнейшим фактором решения современной проблемы защиты человека, выполнения Национальной программы демографической безопасности страны, укрепления здоровья и лекарственного обеспечения населения становится формирование морально-нравственных принципов и норм профессиональной деятельности врача и провизора и внедрения их в общественное сознание. Учитывая эти обстоятельства, с 2010–2011 учебного года в ВГМУ на кафедре социально-гуманитарных наук впервые в Республике Беларусь на фармацевтическом факультете введен в учебный процесс новый курс «Биофармацевтическая этика» (в настоящее время он преподается как дисциплина специализированного модуля «Философия»). Цель курса – формирование у студентов – будущих провизоров – осознанного нравственного отношения к Живому и деятельностно-благоговейного отношения к жизни, здоровью и экологии человека на основе знания основ биоэтики, биомедицинской этики и биофармацевтической этики и воспитания глубокой убежденности в необходимости неукоснительного соблюдения этических и морально-нравственных норм, правил и принципов в будущей профессиональной деятельности.

В процессе перехода от объяснительно-иллюстративного способа обучения к активно-деятельностному, при котором студент из объекта превращается в полноценного субъекта познавательной деятельности, основной функцией преподавателя становится постановка перед студенческой аудиторией проблемы, проведение необходимых консультаций и организация самостоятельной работы. В связи с этим при изучении курса «Биофармацевтическая этика» с целью развития профессиональных умений и творческих способностей студентам необходимо под руководством преподавателя подготовить и представить к защите творческое задание, которое они выполняют в микрогруппах (например, «Современный образ фармацевта», «Аптека XXI века», «Этические правила рекламы лекарственных средств» и т.п.). Лучшие работы, посвященные актуальным проблемам биоэтики, биомедицинской и биофармацевтической этики, представляются на студенческие научные конференции и издаются в сборнике научных работ.

Учитывая, что в формировании личности студента – медика важная роль принадлежит гуманитарному образованию, с одной стороны, и возможности студентов самостоятельно выбирать дисциплины в рамках Болонского процесса, с другой, в ВГМУ, например, на кафедре социально-гуманитарных наук разработаны, предложены и проводятся профессионально ориентированные элективные курсы «Профессиональная культура медицинского работника», «Семья в современном мире», «Родители и дети в системе семейных отношений», «Социальная политика и здравоохранение Беларуси: история и современность» для студентов 3–6 курсов.

Для повышения профессиональной и педагогической компетенции преподавателей медицинского университета необходима систематическая организация процесса повышения их квалификации. С этой целью у нас в вузе работает факультет повышения квалификации и переподготовки кадров и факультет повышения квалификации и переподготовки кадров по «Педагогике и психологии». Необходимо отметить, что преподаватели кафедры социально-гуманитарных наук активно преподают на этих факультетах, где читают интересные проблемные лекции для врачей, провизоров, сотрудников университета, используя активные формы и методы обучения.

Сегодня в вузах Республики Беларусь, в связи с расширением экспорта образовательных услуг и набором большего количества иностранных студентов, встала актуальная потребность преподавать на английском языке. В соответствии с этим повысились требования к знаниям преподавателя. Современный специалист, работающий в медицинском вузе, должен не только хорошо владеть иностранным языком, но и преподавать на нем студентам с английским языком обучения. Необходимо отметить, что в ВГМУ для преподавателей, которые имеют хороший уровень владения английском языком, были организованы курсы по изучению и совершенствованию своего уровня иностранного языка как языка преподавания. В конце этих курсов преподаватели были аттестованы на предмет англолингвистической компетентности. С 2013 учебного года у нас в вузе «История Беларуси», «Политология» для студентов-иностранцев стали преподаваться на английском языке.

Таким образом, на современном этапе развития высшего медицинского образования актуальным является внедрение инновационных образовательных технологий обучения. В рамках совершенствования образовательного процесса в ВГМУ (например, на кафедре социально-гуманитарных наук и оперативной хирургии и топографической анатомии) внедрены и используются различные инновационные методы обучения: дистанционная форма обучения, в процессе лекционных и семинарских занятий проводятся мини-конференции, мультимедийные технологии, разрабатываются авторские элективные курсы, процесс преподавания ведется на английском языке.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники