Контролируемая самостоятельная работа студентов – современная форма обучения в высших учебных заведениях

Скринаус С.С.

УО «Витебский государственный медицинский университет»

Организация самостоятельной деятельности студентов является актуальным вопросом в подготовке специалиста в Высшей школе. В новых образовательных стандартах высшего образования данному виду работы студентов отводится важная роль [1]. Самостоятельная работа студентов (СРС) представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения [2].

Самостоятельная работа способствует:

  • углублению и расширению знаний;
  • формированию интереса к познавательной деятельности;
  • овладению приемами процесса познания;
  • развитию познавательных способностей.

Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов. Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.

Коллективами кафедр разрабатываются:

  1. Система заданий для самостоятельной работы.
  2. Темы рефератов и докладов.
  3. Инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий и т.д.
  4. Темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов.
  5. Списки обязательной и дополнительной литературы.

В настоящее время в вузах существуют две общепринятые формы самостоятельной работы. Традиционная, т.е. собственно СРС, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории. Другой вид самостоятельной работы - аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию, так называемая контролируемая самостоятельная работа (КСР) [3].

Одна из основных функций преподавателя в Вузе заключается в организации познавательной деятельности студентов. В дальнейшем, студент сам осуществляет познание. Значимо, что самостоятельная работа развивает также такую черту характера как самостоятельность, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. К тому же, выполнение студентами различных видов самостоятельных работ способствует не только накоплению знаний, но и формированию профессионального мышления [1].

Совместная деятельность студента и преподавателя выстраивается по следующей схеме: студент получает непосредственные указания и рекомендации преподавателя по организации самостоятельной работы, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.

Новые подходы к организации самостоятельной работы предполагают, что студенты разбирают не только искусственные ситуации, но и реальные практические задачи; учатся не только у преподавателя, но и друг у друга.

Самостоятельная работа обучающихся осуществляется в сроки, определяемые календарно-тематическим планом и расписанием занятий. В период самостоятельной работы студент может консультироваться с помощью электронной почты и других возможных средств связи [3].

Организация самостоятельной работы осуществляется при помощи следующих основных моделей: консультационной модели; модели корреспонденции (переписки); модели кейс-технология; модели сетевого обучения. Средства обучения включают бумажные учебные пособия, дополняемые аудио- и видеоматериалами, компьютерными программами.

Внеаудиторная самостоятельная работа по усмотрению преподавателя может выполняться обучающимися индивидуально или коллективно (творческими группами), при этом преподаватель должен исходить из цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся [4].

Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, формируют оценку по КСР студента и учитываются при итоговой аттестации по курсу.

Содержание самостоятельной работы студентов распределяется по тематическому плану (модулям) содержания учебной дисциплины в соответствующих программах дисциплин отдельных образовательных программ.

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:

  • самоконтроль и самооценка студента;
  • контроль и оценка со стороны преподавателей.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме с представлением обучающимися презентаций, отчетов, продуктов своей творческой деятельности или путем демонстрации своих умений. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть также использованы семинарские занятия, коллоквиумы, тестирование, самоотчеты, выступления на конференциях, защита творческих работ и др [2].

Новые информационные технологии открывают совершенно иные возможности в системе обучения. Дистанционное обучение в идеальном случае предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и позволяет повысить уровень собственного образовательного потенциала и качества образования. Для дистанционной формы обучения характерна особая модель организации учебного процесса, ориентированная на системную интеграцию существующих форм обучения за счет создания мобильной информационно- образовательной среды и специализированных дидактических средств, учитывающих как специфику протекания учебно-познавательной деятельности студента, обучающегося дистанционно, так и наличие специфических психологических механизмов, действие которых и объективно, и субъективно осложняет учебный познавательный процесс [4].

Список литературы.

  1. Алтайцев А.М., Наумов В.В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Мн., Пропилеи, 2002. – С. 229—241.
  2. Башкова Н.П., Мерзлякова Л.В. Формы проверки качества самостоятельной работы студентов // Самостоятельная работа студентов: модели, опыт, технологии / под ред. Савельевой М.Г. – Ижевск: изд-во «Удмуртский университет. – 2009. – С.45-50.
  3. Козимирская И.И. Контролируемая самостоятельная работа студентов как категория дидактики // Народная асвета №7. – 2005. – С.18-22.
  4. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2000, С.114-115.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники