Реализация компетентностного подхода в контексте обеспечения смк учебного процесса на кафедре общественного здровья и здравоохранения

Алфёрова М.В.

УО «Витебский государственный медицинский университет», г. Витебск

Приоритетной задачей развития системы образования в Республике Беларусь на современном этапе является повышение качества подготовки специалистов. С этой целью в Витебском государственном медицинском университете (ВГМУ) создана, реализуется и постоянно совершенствуется система менеджмента качества (СМК). СМК в образовательном процессе подразумевает подготовку конкурентоспособных специалистов, полноценно использующих свои знания, навыки и умения. Таким образом, ключевой составляющей качества подготовки специалиста медицинского профиля становится компетенция, которая позволяет оценивать результаты образования с учетом актуальных требований социума и являясь интегрированной характеристикой личности, дает возможность выпускнику эффективно реализовывать профессиональную деятельность в условиях рыночного производства.

Цель данной работы: использование компетентностного подхода в образовательном процессе кафедры общественного здоровья и здравоохранения в контексте обеспечения СМК.

Материалы и методы. Материалом исследования послужили данные электронных ресурсов, нормативных документов и научно-методической литературы. Использованы аналитический и интерпретационный методы.

Результаты и обсуждение. Модель системы качества университета направлена на обеспечение гарантий качества результатов образовательной, научно-исследовательской, воспитательной и иных видов деятельности. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, являясь структурным подразделением вуза, активно разрабатывает и реализует мероприятия по достижению целей в области качества, обозначенных руководством.

Широкое использование компетентностного подхода обусловлено стремлением к повышению качества образования и конкурентоспособности специалиста [1]. Под компетентностным подходом понимается метод моделирования результатов образования и их представления как норм качества высшего образования.

Компетентностная модель выпускника медицинского вуза является инновационной совокупной мерой оценки качества специалиста в заданной профессиональной области, выражающей не только сумму его определенных знаний и умений, но и способность применять их на практике, создавать новые конкурентоспособные услуги, осознавать перспективы технического, экономического и социального развития общества.

В Макете образовательного стандарта высшего образования Республики Беларусь, определен состав ключевых компетенций специалиста, включающий академические, социально-личностные и профессиональные компетенции. [2].

В соответствии с терминологией СМК, приводится определение понятия «компетентность» – выраженная способность применять свои знания и умения и «компетенция» - знания, умения, опыт и личностные качества, необходимые для решения теоретических и практических задач. [СТБ ИСО 9000-2006]. Компетентностный подход заключается в развитии у студентов набора базовых компетенций, которые будут определять успешность их адаптации в обществе.

Обеспечение качества подготовки студентов, в соответствии с требованиями, предъявляемыми организациями-заказчиками, и образовательным стандартом по дисциплинам «Общественное здоровье и здравоохранение», «История медицины» и «История фармации», разработаны инновационные подходы и реализуются практико-ориентированные направления подготовки будущих специалистов-медиков и провизоров. На кафедре используется личностно-ориентированный, индивидуальный подход к каждому студенту, целью которого является полноценное развитие личности студента в процессе профессиональной социализации. Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение с учетом индивидуальных особенностей студента: интеллектуальных, физиологических особенностей; образовательных потребностей; ориентацию на разный уровень сложности программного материала; выделение студенческих групп по знаниям, способностям.

Изучение и преподавание дисциплин «Общественное здоровье и здравоохранение», «История медицины» и «История фармации» на кафедре направлено на формирование у студентов академической (общенаучной), социально-личностной, информационной и профессиональной компетенций.

С целью реализации компетентностного подхода в образовательном процессе кафедрой общественного здоровья и здравоохранения используется широкий арсенал всевозможных приемов, форм и методов обучения. Так, например, наряду с традиционными, используются инновационные формы и методы обучения: проблемные лекции, лекции с разбором ситуаций, творческие задания (в том числе с различным уровнем сложности); методы проблемного обучения в виде деловых игр и тренингов.

Наиболее эффективным методом обучения и расширения компетенций является деловая игра. Так, во время проведения предметной олимпиады, впервые использовалась деловая игра по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», в которой была смоделирована конкретная деятельность специалистов по решению сложных, кризисных и комплексных проблем управления социально-экономическими системами на основе реальной информации об их состоянии.

Стали уже привычными дистанционная форма обучения «Moodle», рейтинговая система оценки знаний студентов и рейтинговая оценка деятельности профессорско-преподавательского состава. Эффективно используются в учебном процессе кафедры различные электронные ресурсы обучения: мультимедийные образовательные технологии, электронные базы данных, электронные учебники и учебно-методические пособия, электронные учебно-методические комплексы.

Кафедрой модернизировано преподавание вопросов медико-гигиенического обучения и воспитания населения и ФЗОЖ в УО «ВГМУ», расширена «Тематика видеофильмов, видеороликов, видеофокусов, мультимедийных презентаций, лекций, санитарных бюллетеней, плакатов, памяток, фото-фокусов, буклетов по формированию здорового образа жизни». Разработаны методические рекомендации по подготовке средств по формированию здорового образа жизни.

Инновационная деятельность кафедры направлена на повышение уровня качества учебно-методического материала, пособий, издаваемых на кафедре, а значит, даёт новые современные знания студентам, что гарантирует подготовку высококвалифицированных кадров - врачей-специалистов, организаторов здравоохранения, провизоров, научных сотрудников. Перечень литературы, изданной кафедрой в XXI веке, и используемой в учебном процессе насчитывает более 25 источников. Зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, доктор мед. наук, профессор В.С. Глушанко является соавтором Национального учебника по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», который изданию в начале 2015года. [3]
С целью подготовки высококвалифицированных специалистов на кафедре реализуются образовательные технологии, соответствующие международным стандартам обучения и системе менеджмента качества УО «ВГМУ». Базисом данных технологий является единство учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской и профессиональной деятельности. Качество учебного процесса регламентируется Политикой и Целями в области качества УО «ВГМУ» и целями кафедры. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения выполняет все требования по реализации политики и целей в области качества, мероприятий по их достижению, установленной администрацией вуза, способствует постоянному повышению результативности СМК. Проводится систематический мониторинг СМК; обсуждение основных вопросов по внедрению и совершенствованию, освещение опыта реализации СМК на совещаниях кафедры и круглых столах.

Выводы. Анализ проблем повышения качества профессиональной подготовки и использования компетентностного подхода в системе медицинского образования возможно лишь в условиях системного и процессного подходов к подготовке будущих специалистов.

Преподавание учебных дисциплин на кафедре общественного здоровья и здравоохранения необходимо рассматривать как непосредственную реализацию компетентностного подхода в системе профессионального образования через формирование академических, социально-личностных, информационных и профессиональных компетенций будущих специалистов-медиков в условиях модернизации высшего образования.

Важнейшим критерием качества образовательного процесса в современном понимании является развитие у выпускника способности применять сформированные компетенции для эффективного решения разнообразных социально-профессиональных задач, в том числе высокой степени сложности и неопределенности. Этому способствует использование в учебном процессе широкого набора разнообразных приемов, методик и технологий, базирующихся на инновационной основе и способствующих активизации самостоятельной работы студентов, проблемно-исследовательской, практико-ориентированной, прикладной направленности образовательного процесса, продуктивному характеру учебной деятельности студентов, применению ими формируемых компетенций для решения разнообразных задач.

Литература.

  1. Белохвостов, А.А., Компетентностный подход к подготовке специалиста в условиях информатизации образования / Белохвостов, А.А., Аршанский, Е.А. // Материалы Международной научно-практической конференции «Образование XXI века», Витебск, 4 ноября 2014 г., / редакционный совет: проф. В.П. Дейкало [и др.]. – Витебск, 2014. – С. 36 – 39.
  2. Образовательный стандарт Республики Беларусь. «Высшее образование. Первая ступень: макет». – Минск: Министерство образования Республики Беларусь, 2013.
  3. Общественное здоровье и здравоохранение : учеб. пособие / Н.Н. Пилипцевич, В.С. Глушанко ; под ред. Н.Н. Пилипцевича. – Минск : Новое знание, 2015. – 784с.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники