Учебный процесс кафедры социально-гуманитарных наук

Организация учебного процесса

Кафедра осуществляет преподавание социально-гуманитарных дисциплин в УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» для студентов всех специальностей на уровне высшего образования I и II ступени  в соответствии с Концепцией оптимизация содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования (утверждена Министром образования Республики Беларусь 22.03.2012 г., приказ №194) на основе Рекомендаций по ее реализации (утверждены Министром образования Республики Беларусь 22.05.2014 г.), типовых учебных программ по обязательным модулям цикла социально-гуманитарных дисциплин (утверждены заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.06.2014 г.) и Образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» (утвержден Министром образования Республики Беларусь 15.07.2014 г.).

Кафедра осуществляет также преподавание в системе дополнительного образования взрослых. В соответствии с Типовыми учебными планами переподготовки и повышения квалификации специалистов организовано преподавание дисциплин социально-гуманитарного блока для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки кадров (ФПК и ПК) и слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки по педагогики и психологии  (ФПК и П по П и П).

В Образовательном стандарте по циклу социально-гуманитарных дисциплин выделено четыре интегрированных модуля: философия, экономика, политология, история.

Интегрированный модуль цикла социально-гуманитарных дисциплин – это система обязательных учебных дисциплин, объединенных в обязательный модуль, и специализированных модулей по выбору, базирующихся на принципах научности, междисциплинарности и практикоориентированности. Изучение специализированных модулей по выбору студента осуществляется после изучения соответствующих обязательных модулей.

В соответствии с Концепцией (2012), Типовыми учебными планами для специальностей медицинских вузов (2013,2017), Образовательным стандартом «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» (2014) обязательный модуль «Философия»  включает 2 обязательные дисциплины: философия и основы психологии и педагогики. Форма текущей аттестации − дифференцированный зачет. Специализированный модуль «Философия» предполагает изучение по выбору студента одной из 2-х дисциплин: философия в системе ценностей современной культуры (лечебный факультет) / биомедицинская этика (стоматологический факультет) / биофармацевтическая этика (фармацевтический факультет), или психология межличностных отношений (все факультеты). Форма текущей аттестации − зачет.

Модуль «Экономика» включает 2 обязательные дисциплины: экономическая теория и социология, а также предполагает изучение по выбору студента одной из 2-х дисциплин специализированного модуля  – экономика государственного сектора, или социология здоровья. Форма текущей аттестации − зачет.

Модуль «Политология» включает 2 обязательные дисциплины политология и основы идеологии белорусского государства, а также предполагает изучение по выбору студента одной из 2-х дисциплин специализированного модуля: основы права, или права человека. Форма текущей аттестации − зачет.

Модуль «История»  включает обязательную дисциплину История Беларуси в контексте европейской цивилизации (форма текущей аттестации - дифференцированный зачет)а также предполагает изучение по выбору студента одной из дисциплин специализированного модуля: история культуры Беларуси/культурология и религиоведение, или Великая Отечественная война советского народа в контексте Второй мировой войны. Форма текущей аттестации  − зачет.

Для реализации Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин и координации работы соответствующих кафедр ректором утвержден «Комплекс мер по совершенствованию преподавания социально-гуманитарных дисциплин в УВО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет».

Кафедрой проделана следующая работа по оптимизации социально-гуманитарного образования в университете:

  1. На основе типовых учебных программ Министерства образования с учетом будущей специальности студентов, с включением в содержание вопросов современного развития Республики Беларусь разработаны и утверждены учебных программпо обязательным дисциплинам обязательных модулейфилософия, экономическая теория, социология, политология и основы идеологии белорусского государства, история Беларуси и на основе Образовательных стандартов специальностей − по 10 дисциплинам специализированных модулей по выбору студента, определенных Типовыми учебными планами для специальностей вуза: философия в системе ценностей современной культурыбиомедицинская этикабиофармацевтическая этика (модуль «Философия»), экономика государственного сектора, социология здоровья (модуль «Экономика»), Великая Отечественная война советского народа в контексте Второй мировой войны, история культуры Беларуси, культурология и религиоведение (модуль «История»), права человека, основы права (модуль «Политология»).
  2. Кафедра социально-гуманитарных наук совместно с кафедрами общественного здоровья и здравоохранения, психологии и педагогики осуществляет организационно-методическую и учебно-методическую работу по внедрению в учебный процесс для студентов 1 курса по специальности «лечебное дело» новой профессиональной интегрированной учебной дисциплины «Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении». Разработаны и утверждены учебная программа, методические рекомендации для студентов, подготовлены и изданы курсы лекций, подготовлены и получен гриф УМО на учебно-методические пособия для студентов по данной дисциплине (в том числе на английском языке).
  3. На кафедре осуществляется вся организационно-методическая и учебно-методическая работа по внедрению в учебный процесс для студентов 6 курса по специальности «лечебное дело» новой профессиональной интегрированной учебной дисциплины «Медицинское право». Разработаны и утверждены учебная программа, методические рекомендации для студентов, подготовлен практикум для студентов.
  4. В целях повышения качества преподавания социально-гуманитарных дисциплин и реализации в учебном процессе компетентностного подхода на кафедре разработаны, прошли внешнюю экспертизу и утверждены ректором учебно-методические комплексы(УМК) по дисциплинам обязательных и специализированных модулей (в том числе электронные УМК (ЭУМК), которые прошли государственную регистрацию) по всем дисциплинам кафедры, преподаваемым  на 1 и 2 ступени высшего образования, а также на факультетах повышения квалификации университета в системе дополнительного образования взрослых.
  5. С целью обеспечения систематического повышения квалификации преподавателей социально-гуманитарных дисциплин актуализированы следующие виды научно- и учебно-методической работы:

- все преподаватели участвуют в исследованиях по теме НИР «Инновационная педагогическая деятельность в высшей медицинской школе»;

- регулярно проводится межкафедральный научно-методический семинар по повышению качества преподавания социально-гуманитарных дисциплин;

- осуществляется разработка и издание учебно-методических пособий по ранее не преподававшимся дисциплинам специализированных модулей;

-  повышение квалификации: курсы повышения квалификации в РИВШ (г. Минск) и на ФПК и П по педагогике и психологии ВГМУ,  «Школа молодого преподавателя».

  1. В связи с сокращением аудиторной нагрузки и большим объемом часов, выносимых на самостоятельную работу студентов, осуществлен поиск и внедрение в образовательный процесс по социально-гуманитарным дисциплинам инновационных образовательных систем и технологийформирования социально-личностных и информационно-коммуникативных компетенций, а именно:

- создан банк мультимедийных лекций по дисциплинам;

- часть программного материала в соответствии с учебно-методической картой изучения дисциплин осваивается студентом через управляемую самостоятельную работу в информационно-коммуникативной системе Moodle дистанционного обучения;

- разработаны материалы для текущего контроля по каждой из дисциплин обязательных и специализированных модулей;

- студентам предложены проблемно и практикоориентированные темы УИРС и осуществлено профилирование НИРС на исследование социокультурных и биоэтических проблем медицинского знания и деятельности. Продуктивность этих форм работы проявляется в организации и проведении секции «Социально-гуманитарные науки» на международной и вузовской студенческих научно-практических конференциях;

- в рамках УИРС по биомедицинской и биофармацевтической этике студентами созданы по правилам этичной рекламы  видеоролики и презентации, информирующие об отечественных лекарственных препаратах, о деятельности университета и его структурных подразделений («Клиника ВГМУ», «Аптека ВГМУ», «Лаборатория стандартизации и контроля качества лекарственных средств», «Опытно-полевой участок»). Эти формы работы не только ориентированы на реализацию компетентностного и практико-ориентированного подходов в образовательном процессе, но и направлены на формирование позитивного имиджа alma mater, чувства гордости за свою страну.

  1. Организован постоянный мониторинг качества преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла и диагностирование социально-личностных компетенций студентов. Внедрены рейтинговая система оценки успеваемости студентов, рейтинговая система оценки деятельности ППС, определяется коэффициент качества знаний (ККЗ) по дисциплинам, по учебным группам и по преподавателям, используются возможности системы Moodle дистанционного обучения для мониторинга качества самостоятельной работы студентов и осуществления контроля знаний.

Учебные дисциплины, преподаваемые на кафедре

На уровне высшего образования I ступени кафедра работает на 4 факультетах университета.

Для отечественных и иностранных студентов дневной и заочной форм обучения обеспечивается преподавание следующих обязательных учебных дисциплин социально-гуманитарного блокаистория Беларуси, политология, основы идеологии белорусского государства, философия, социология, экономическая теория. 

Кроме этих обязательных дисциплин в рамках специализированных модулей на кафедре ведется преподавание следующих дисциплин по выбору студента:  философия в системе ценностей современной культуры, биомедицинская этика, биофармацевтическая этика, история культуры Беларуси, Великая Отечественная война советского народа, культурология и религиоведение, социология здоровья, права человека, основы права, экономика государственного сектора.  

На кафедре осуществляется также преподавание на 1 курсе по специальности «лечебное дело» новой интегрированной учебной дисциплины из раздела профессиональной подготовки «Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении» (Часть 1. Биомедицинская этика»), на 6 курсе по специальности «лечебное дело» новой учебной дисциплины «Медицинское право».

Кроме этого сотрудники кафедры обеспечивают преподавание факультативных курсов  «Основы управления интеллектуальной собственностью»«Коррупция и ее общественная опасность», а также дисциплин по выбору (компонент УВО): «Основы конфликтологии» (доц. Мусина Н.Е.), «Семья в современном мире», (ст.преп. Королев М.Г.); «Роль женщины в белорусской культуре» (доц. Болтрушевич Н.Г.); «Учет труда и заработной платы медицинских работников» (ст. преп. Перевалов Я.О.); «Родители и дети в системе семейных отношениях» (ст. преп. Голубев В.Н.); «Профессиональная культура медицинского работника» (ст.преп. Мясоедов А.М.); «История культуры Беларуси» (доц. Мартинкевич И.А., доц. Шевкун П.В.).

На уровне высшего образования II ступени кафедра осуществляет подготовку магистрантов, а также соискателей университета к сдаче кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине «Философия и методология науки» и  обеспечивают преподавание факультативной дисциплины «Этика науки».

Дополнительное образование взрослых. Для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки кадров (ФПК и ПК) преподается дисциплина «Основы идеологии белорусского государства», которая изучается в форме проведения тематических дискуссий.

Для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки по педагогики и психологии  (ФПК и П по П и П) читаются дисциплины: «Основы идеологии белорусского государства», «Нормативные правовые основы педагогической деятельности»,  «Основы религиоведения», «Сравнительная культурология», «Межкультурный диалог».

Учебные пособия, подготовленные и изданные на кафедре

Подготовлены, изданы и используются в образовательном процессе 4 учебных пособия с грифом Министерства образования и УМО:

  1. Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении: учебно - методическое пособие. Рекомендовано учебно-методическим объединением по высшему медицинскому, фармацевтическому образованию Республики Беларусь в качестве учебно-методического пособия для студентов учреждения высшего образования, обучающихся по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» / А.Т. Щастный, В.С. Глушанко, С.П. Кулик [и др.] ; под общей редакцией А.Т. Щастного. – Витебск : ВГМУ, 2018. – 310 с.
  2. Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении = Biomedical ethics and communications in health Рекомендовано учебно-методическим объединением по высшему медицинскому, фармацевтическому образованию Республики Беларусь в качестве учебно-методического пособия для студентов учреждения высшего образования, обучающихся по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» / В.С. Глушанко, С.П. Кулик, А.А. Герберг, А.М. Мясоедов [и др.] – Витебск : ВГМУ, 2018. – 233 с.
  3. Кулик С.П. История философии: Учебное пособие (2 изд., перераб. и доп.). Рекомендовано Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов медицинских специальностей высших учебных заведений / С.П. Кулик, Н.У. Тиханович; под. ред. Кулика С.П. – Витебск: ВГМУ, 2009. – 410 с.
  4. История философии: Учебное пособие. Рекомендовано Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений / С.П. Кулик, Н.У. Тиханович; под. ред. Кулика С.П. – Минск: «Вышэйшая школа», 2007. – 316 с.

В соавторстве с коллективами кафедр других вузов были изданы учебные пособия:

  1. Культурология:теория и история культуры. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ч.1. Теория культуры / Под ред. В.А. Космача, А.В. Русецкого. Витебск: Изд.ВГУ им. П.М. Машерова, 2001.
  2. Культурология: теория и история культуры. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ч.2. История культуры/Под ред. В.А. Космача, А.В. Русецкого. − Витебск: Изд. ВГУ им. П.М. Машерова, 2002.
  3. Политология.Курс лекций / Под. ред. проф. М.А. Слемнёва. - Витебск: ВФ ИСЗ, 2003.

Сотрудниками кафедры разработаны, изданы и активно используются в образовательном процессе курсы лекций и учебно-методические пособия:

  1. Кулик, С. П. Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении. Биомедицинская этика: статус, сущность и основные принципы : краткий курс лекций / Кулик С.П., Мишаткина Т.В. – Витебск : ВГМУ, 2017. – 42 с.
  2. Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении. Проблемы биомедицинской этики/ А.Т. Щастный, М.Г. Королев, А.М. Мясоедов, И.А. Мартинкевич, Н.У. Тиханович. – Витебск : ВГМУ, 2017. – 76 с.
  3. Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении. Деонтологические проблемы в контексте биомедицинской этики: краткий курс лекций / Глушанко В.С., Кулик С.П., Герберг А.А. – Витебск : ВГМУ, 2017. – 50 с.
  4. Балтрушэвіч, Н.Г. Гісторыя Беларусі: Дапаможнік / Н.Г. Балтрушэвіч. – Віцебск: ВДМУ, 2012. - 228 с.
  5. Мусина Н.Е.Политология:учебно-методич. пособие / Н.Е. Мусина. – Витебск : ВГМУ, 2014. – 51 с.
  6. Шаўкун, П.В. Гісторыя культуры Беларусі/ П.В. Шаўкун / вучэбна-метадычны дапаможнік. – Віцебск : ВДМУ, 2015. – 54 с.
  7. Королёв, М.Г. Социология здоровья : Учебное пособие / М.Г. Королёв. – СПб. : «Хорошая типография», 2019. – 182 с.
  8. Культурология:Материалы для самостоятельной работы / Под ред. С.П. Кулика. – Витебск: ВГМУ, 2010. – 41 с.
  9. Кулик, С.П. Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс для аспирантов / С.П. Кулик, Н.У. Тиханович – Витебск: Издательство ВГМУ, 2009.
  10. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства: Пособие для проведения учебно-воспитательной и идеологической работы / Сост. А.М. Мясоедов, С.П. Кулик; под ред. С.П. Кулика. - Витебск : ВГМУ, 2013. – 23 с.
  11. Дзяржаўныя сімвалы Рэспублікі Беларусь: Вучэбна-метадычны дапаможнік / Скл. Н.Г. Балтрушэвіч; пад рэд. Куліка С.П. – Витебск: ВГМУ, 2015 – 19 с. Мусина, Н.Е. 
  12. Избирательная система в Республике Беларусь.Уч.-метод. пособие / Сост. Н.Е. Мусина; под общ. ред. С.П. Кулика. – Витебск : ВГМУ, 2014. – 19 с.
  13. Государственная молодежная политика в Республике Беларусь: Пособие для проведения учебно-воспитательной и идеологической работы / Сост. Н.Е. Мусина; под ред. С.П. Кулика. – Витебск : ВГМУ, 2015. – 17 с.
  14. Современные формы и методы идеологической и воспитательной работы со студентами: учебная программа и методические материалы цикла повышения квалификации / Авт.-сост. О.А. Сыродоева, С.П. Кулик. − Витебск: ВГМУ, 2019 - 30 с.
  15. Формирование гражданственности и патриотизма в молодёжной среде: роль студенческих общественных организаций. Методические материалы / Авт.-сост. С. П. Кулик, А. М. Мясоедов,Е. А.Терехов. − Витебск: ВГМУ, 2019 - 33 с. с илл.
  16. Патриотическое воспитание студенческой молодёжи на примере подвига белорусских медиков в годы Великой Отечественной войны / Авт.-сост. О.А. Сыродоева, С.П. Кулик. − Витебск: ВГМУ, 2018.- 25 с.
  17. История ВГМУ в истории страны. Послевоенное восстановление / Авт.-сост. И. А. Мартинкевич, Н. В. Гапонько. − Витебск: ВГМУ, 2018 - 18 с. с илл.
  18. Ценности современной культуры и цивилизационный выбор Беларуси: Учебно-методическое пособие / Сост. В.С. Сайганова, Н.У. Тиханович. – Витебск: ВГМУ, 2015. – 14 с.
  19. Наука и образование– стратегический ресурс общества: Учебно-методическое пособие / Сост. С.П. Кулик, В.С. Сайганова. – Витебск: ВГМУ, 2015. – 26 с.
  20. Операция «Багратион» (к 75-летию освобождения Беларуси): методические рекомендации / Авт.-сост. И.А. Мартинкевич; под ред. Н.Г. Болтрушевич. − Витебск: ВГМУ, 2019 - 23 с.
  21. Витебщина в годы Великой Отечественной войны: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. И.А. Мартинкевич; под ред. Н.Г. Болтрушевич. − Витебск: ВГМУ, 2018 - 23 с.
  22. Это забыть нельзя: воспоминания ветеранов − сотрудников ВГМУ о Великой Отечественной войне / Авт.-сост. А. М. Мясоедов, А. А. Назарук − Витебск: ВГМУ, 2018.- 15 с.
  23. Здоровье в системе ценностей студенческой молодёжи: учебно-методическое пособие / М. Г. Королёв. − Витебск: ВГМУ, 2018.- 16 с.
  24. Витебск: почетные граждане: информационные материалы / Сост. Я.О. Перевалов. − Витебск: ВГМУ, 2018 - 18 с.
  25. Королёв, М. Г. Формирование семейных ценностей: пособие / М. Г. Королёв; под ред. С. П. Кулика. – Витебск: ВГМУ, 2015. –31 с.
  26. История молодёжного движения в Беларуси(конец XIX в. – 1920-е гг.): учебно-методическое пособие / Мусина Н.Е.; под общ. Ред. С.П. Кулика. – Витебск: ВГМУ, 2015. – 29 с.
  27. Подвиги отцов в наследство сыновьям. Белорусская освободительная операция «Багратион»: пособие по учебно-воспитательной и идеологической работе/ Сост. И.А. Мартинкевич, В.В. Редненко, С.В. Козлов и др.; под ред. Кулика С.П., В.В. Редненко. – Витебск: ВГМУ, 2015. – 23 с.
  28. Кулик, С.П. Проблемы биоэтики, биомедицинской и биофармацевтической этикив преподавании социально-гуманитарных дисциплин студентам медицинского вуза. Информационный бюллетень [Электронный ресурс] / Сост. С.П. Кулик, Н.У. Тиханович, А.М. Мясоедов; под ред. Н.Ю. Коневаловой. – Витебск : ВГМУ, 2013. – 120 с.
  29. Кулик, С.П. Социальное управление и социальная эффективность управленческих решений. Учебно-методическое пособие / С.П. Кулик, О.А. Сыродоева. – Витебск: ВГМУ, 2010. – 17 с.