Инновационные подходы к преподаванию органической химии в медицинском ВУЗе

Гидранович Л.Г., Латовская С.В.

УО «Витебский государственный медицинский университет», г. Витебск

Органическая химия является естественнонаучной базой фармацевтического образования необходимой для дальнейшего изучения биологической, фармацевтической, токсикологической химии, фармакогнозии и фармакологии, технологии лекарственных форм, а также для практической деятельности провизора. Учебная дисциплина «Органическая химия» изучается в III и IV семестрах на 2 курсе фармацевтического факультета в соответствии с типовой учебной программой [1]. Итоговой формой контроля в третьем семестре является зачет, в четвертом семестре – экзамен.

Целью преподавания дисциплины «Органическая химия» является формирование научных знаний об органическом веществе и современных методах его исследования.

Задачи преподавания дисциплины состоят в приобретении студентами академических, социально-личностных и профессиональных компетенций, основу которых составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, знание и применение:

  • строения, классификации и номенклатуры, методов исследования и реакционной способности соединений, в том числе тех, которые выполняют в организме определенные биологические функции и /или применяются как лекарственные средства;
  • свойств, выбора методов исследования, идентификации соединений, прочтения информации, записанной в их систематических названиях;
  • методов планирования и выполнения научного эксперимента для получения необходимой информации об органическом веществе;
  • методов самостоятельной работы с источниками информации для самообразования;

Лабораторный практикум по органической химии включает два направления:

  1. Химические свойства и методика выполнения качественных реакций для идентификации соединений;
  2. Синтез, методы выделения и очистки органических веществ, определение и использование их физических констант. После освоения лабораторного практикума студент должен самостоятельно организовать простой химический эксперимент по идентификации органических соединений, владеть необходимыми операциями органического синтеза, очистки веществ из смеси, их идентификации и определения физических констант.

Преподавание дисциплины «Органическая химия» на 2 курсе фармацевтического факультета осуществляется по модульно-рейтинговому принципу. Содержание дисциплины сформировано в восемь последовательных модулей, каждый из которых заканчивается итоговой работой – контрольной работой (1-6) или коллоквиумом (1-2). На контрольных работах и коллоквиумах студенты выполняют шесть учебно-исследовательских работ, которые служат для подготовки студентов к экзамену по практическим навыкам.

По результатам успеваемости проводится модульно-рейтинговая оценка знаний студентов по учебной дисциплине «Органическая химия», ведется электронный журнал учета рейтинга студентов. При расчете рейтинговой оценки учитывается посещение лекций и занятий, средняя оценка текущей успеваемости и средняя оценка по всем видам контрольных работ и коллоквиумов. Коэффициенты значимости видов работ (весовые коэффициенты) рассчитаны как доля от максимально возможного количества баллов и различаются для текущей учебной работы и зачета либо итоговой работы по практическим навыкам. Текущая учебная работа по дисциплине оценивается на каждом занятии по результатам заключительного письменного контроля. Другие виды работ на текущих занятиях (собеседование со студентами, выполнение лабораторной работы) на занятиях не оцениваются. Собеседование преподавателя со студентами выполняет обучающую функцию, эта часть занятия называется в методических указаниях для проведения занятий «Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя». Совместно с преподавателем и под его руководством студенты рассматривают учебные вопросы каждого занятия через решение практических задач, учатся применять к решению конкретных практических задач профессионального содержания теоретические положения данной темы, изученные в процессе домашней подготовки. Другая часть текущей работы на занятиях – лабораторная работа – также не оценивается на каждом занятии, так как ее цель состоит в формировании навыков выполнения характерных, специфических и качественных реакций на определенные реакционные центры и функциональные группы органических соединений. Оценка освоения лабораторных работ производится комплексно при выполнении учебно-исследовательских работ по каждому модулю. Цель учебно-исследовательских работ состоит в освоении студентами навыков самостоятельной организации, выполнения и описания химического эксперимента по идентификации органических соединений, описания спектральной характеристики в соответствии со структурой соединений.

При выполнении контрольных работ студенты получают две оценки: одну – за теоретическую часть контрольной работы, вторую – за учебно-исследовательскую работу. В модульный рейтинг студента вносится среднее арифметическое двух оценок по контрольной работе или коллоквиуму. Таким образом, в течение учебных семестров контролируется не только освоение теоретической части дисциплины, но и практических навыков по данному модулю.

Итоги рейтинга доводятся до сведения студентов после сдачи каждого модуля, по окончании семестра рассчитывается рейтинг дисциплины, результат которого учитывается при выставлении оценки в зачетную книжку студента.

Экзамен по органической химии трехэтапный, состоит из экзаменационного тестирования студентов, контроля практических навыков и устного собеседования. Результат экзаменационного тестирования переводится в оценку в соответствии со специальной шкалой и вносится в рейтинг студентов. В зачетную книжку выставляется среднее арифметическое трех составляющих: рейтинга по дисциплине, практических навыков и устного собеседования.

Органическая химия является кумулятивной учебной дисциплиной, и ее изучение при несистематическом подходе составляет определенную трудность для студентов. Хорошего результата добиваются те студенты, которые следуя указаниям кафедры, систематически работают над освоением предмета, накапливая в течение учебного года высокую рейтинговую оценку.

Литература:

  1. Органическая химии. Типовая учебная программа по учебной дисциплине для специальности 1-79 01 08 «Фармация» / С.В.Латовская. – Минск, 2014. – 25с.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники