Подходы к совершенствованию педагогического мастерства и личности преподавателя

О.А. Жаркова, Е.В. Кузьменко, А.К. Лиора, А.В. Дубовец

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск

Медицинский ВУЗ должен научиться готовить врача нового типа, способного мыслить новыми категориями, способного осуществлять эффективную профессиональную деятельность, быстро адаптироваться в условиях научно-технического прогресса, уметь прогнозировать ситуации, ориентироваться в условиях принципиальной неопределенности. [1,2]

Профессорско-преподавательский состав, обладая наивысшей научной квалификацией, владея и постоянно совершенствую свои знания по научной методологии, зная фундаментальные основы, современные достижения науки, способен добиться больших результатов в решении существующих задач по подготовке новых специалистов для последующей работы их в здравоохранении.

Большую творческую активность обнаруживают преподаватели с широким запасом профессиональных знаний и умений, с более высоким уровнем мастерства.

Наряду с этим целесообразно самоформирование преподавателем таких приемов, как самоанализ и рефлексия того, на каком уровне мастерства он находится, укрепление гуманистической позиции (интереса к другому человеку), овладение приемами поиска нестандартных решений, импровизация, систематический выход в учебно-воспитательном процессе в рефлексивную позицию, перевод запросов практики на язык науки, решение педагогических задач с неопределенным ответом, тренировка себя на переключение позиций, ролей и т. д.

Творчеству преподавателя может способствовать создание благоприятной обстановки в ВУЗе и развитие у себя мотивации к творчеству, "техник" самореализации.

В литературе появились недавно разработанные уровни профессионального роста преподавателя (И. Щербо), уровни его саморазвития:
Нулевой уровень - слабая методическая подготовка.
1-й уровень - стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников.
2-й уровень - применение новых технологий обучения.
3-й уровень - разработка новых форм учебных занятий.
4-й уровень - разработка новых методик при частичном изменении содержания.
5-й уровень - изменение содержания курса без изменения идеологии предмета.
6-й уровень - создание элективного или авторского курса с изменением целевой и содержательной части.
7-й уровень - создание элективного или авторского курса не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением. [3]

В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам личностно-профессионального саморазвития педагога.

Творчески саморазвивающийся преподаватель — это личность, у которой на высоком уровне находится стремление к самоактуализации, способность к саморазвитию, самообразованию, самореализации и т.д.

В процессе своей работы над саморазвитием профессионально значимых личностных качеств педагога можно опираться на принципы творческого саморазвития личности, предложенные В.И.Андреевым: принципы саморазвития личности, научного познания, информативности, самоуправления, оптимизации, социализации, индивидуализации. Чаще всего они используются в совокупности, выступая в качестве регуляторов процесса саморазвития личности педагога.

Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию. Ведь самообразование преподавателя - это залог его мастерства, профессиональной компетентности. Не секрет, что новый ВУЗ сегодня — это по-новому работающий преподаватель. Особенно актуальным и значимым в нынешнее время становится воспитание личности, ориентированной на самообразование, стремящейся к творческой самореализации в любых видах деятельности. Самообразование педагога будет продуктивным, если реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию, если педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству, если при этом осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
На кафедре стоматологии детского возраста преподавательским составом организуются и вошли в ежегодную традицию следующие мероприятия:

  • проведение мастер-классов для преподавательского состава и студентов по ведущим направлениям в стоматологии;
  • разбор интересных клинических случаев;
  • виртуальное моделирование клинических ситуаций с поиском путей выхода и предложением наиболее грамотной тактики лечения;
  • включение в план проведения практического занятия проблемной дискуссии и дебатов при рассмотрении изучаемых вопросов;
  • создание рабочих групп по изучению отдельных нозологий, подходов к лечению различных стоматологических заболеваний детей и подростков;
  • разработка элективных курсов;
  • проведение коллективных диспутов по актуальным проблематикам в стоматологии детского возраста и ортодонтии;
  • предложение алгоритма тактики поведения врача-стоматолога в нестандартных ситуациях;
  • проведение олимпиад студенческого мастерства;
  • представление к защите программы профилактики стоматологических заболеваний, планируемых на уровне детских дошкольных учреждений, школ, предприятия или же на территории области, города;
  • защита игровых проектов «Я – организатор стоматологической службы». Пути повышения оказания стоматологической помощи населению

На кафедре проводится определенная работа по созданию пространства для творческого самовыражения, саморазвития, самосовершенствования личности преподавателя и личности студента.

  1. Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. №136 «Об утверждении государственной программы инновационного развития РБ на 2007-2010 гг».
  2. Косинец А.Н. Инновационное образование – главный ресурс конкурентоспособной экономики государства. – Советская Белоруссия. – 30.10.2007. – с. 11-14.
  3. Аношкина, В.Л. Инновации. Образование. Будущее /В.Л. Аношкина. – М. – 2001. – 82 с.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники