Особенности научно-исследовательской работы студентов пятого и шестого курса педиатрического факультета по результатам анкетирования в 2014-2015 годах

Прилуцкая В.А., Сапотницкий А.В., Уварова Е.В., Горячко А.Н., Бутыгина В.Л., Гнедько Т.В.

УО «Белорусский государственный медицинский университет», Минск, Республика Беларусь

Научно-исследовательская работа студента (НИР) является важной частью формирования студента-медика как полноценного специалиста [1]. Эта деятельность позволяет развивать необходимые качества и навыки для последующего успешного обучения в магистратуре, аспирантуре, работы на кафедрах учреждений образования и в лабораториях научных центров [1,2]. Заинтересовать студентов процессом выполнения НИР во время учебы в университете – одновременно как сложная, так и очень необходимая задача преподавателей медицинских университетов. И для совершенствования этой работы важно представлять факторы, привлекающие и отталкивающие студентов от НИР, а также проводить мониторинг тенденций мнений студентов, связанных с этим вопросом.

Цель – выявить современные аспекты научно-исследовательской деятельности студентов 5 и 6 курса педиатрического факультета БГМУ.

Материалы и методы. Проведено анонимное анкетирование 164 студентов 5 и 6 курса педиатрического факультета (из них 77 студентов (46,95%) пятого курса, 87 студентов (53,05%) шестого курса) в 2014-2015 годах. Анкета включала 5 вопросов с несколькими возможными ответами относительно научно-исследовательской работы.

При анализе использованы методы описательной статистики при помощи пакета программ «Statistica»и Microsoft Excel.
В первую группу включено 84 студента, которые занимались НИР во время обучения в УО БГМУ (36 пятого курса обучения и 48 шестого года обучения). Во вторую – 80 студентов, которые не выполняли НИР (41 и 39 соответственно).

Результаты и обсуждение.

Наиболее частой формой участия в НИР названо участие в ежегодной конференции студентов и молодых ученых БГМУ «Актуальные проблемы современной медицины» – 30 человек из 36 опрошенных 5 курса (83,3%) и 38 из 48 (79,2%) студентов шестого курса. Около двух третей опрошенных (24 (66,7%) на пятом курсе и 30 из 48 (62,5%) на шестом) участвуют в работе научных кружков различных кафедр. Принимают участие в конференциях в других городах и странах более половины опрошенных: 21 человек (58,3%) из опрошенных на пятом курсе и 26 (54,2%) из проанкетированных шестого. Самостоятельным изучением научных статей в журналах чаще занимаются опрошенные шестого курса: 28 (58,3%) и только 17 (47,2%) на пятом.

Ведущим мотивом для участия в НИР как на пятом (25 из 36 опрошенных (69,4%)), так и на шестом (31 из 48 (64,6%)) является получение бонусов в системе рейтинга контроля учебной деятельности. Фактор мотивации – возможность использования новых знаний в своей деятельности чаще называли студенты 6 курса (31 человек (64,6%))и только 19 (52,8%) пятого. Примерно для половины опрошенных важным мотивом занятий НИР являлась любознательность: 19 студентов пятого курса (52,8%) и 23 шестого (47,9%). На фактор получения дополнительной информации для подготовки к экзаменам и практическим занятиям указали 8 опрошенных пятого курса (22,2%) и 15 шестого (31,2%).

Далее анкеты были разделены по признаку выполнения НИР во время учебы в БГМУ и проанализированы факторы, отталкивающие от выполнения НИР.

Наиболее часто упомянутым факторам оказалась лень – отмечена 53 опрошенными первой группы (63,1%) и 41 второй (51,3%). Значимым моментом оказались затраты большого количестве времени – названы 44 студентами, занивавшимися НИР (52,4%) и 39, не проводившими НИР (48,8%). Фактор отсутствия мотивации достоверно чаще (р=0,001) отмечен в первой группе – 43 (51,2%) против 26 (33,3%) во второй. На бесперспективность указали около трети опрошенных: 25 человек первой группы (30,1%) и 23 второй (28,8%). Слабую теоретическую подготовку отметили лишь 7 человек из первой группы (8,3%) и 4 второй (4,8%).

Из 84 человек, имевших опыт НИР в университете 56 (66,7%) высказали желание продолжать научную работу после окончания БГМУ, что было достоверно выше чем в группе 2 (χ2=38,3, p=0,001). Из 80 студентов, не занимавшихся НИР, такое желание отметили лишь 15 человек (19,1%). Этот факт показывает важность привлечения внимания студентов к НИР во время обучения в университете для успешного формирования резерва научных кадров.

Выводы.

  1. Наиболее часто НИР у студентов 5 и 6 курсов педиатрического факультета реализовалась в виде участия в ежегодной конференции БГМУ «Актуальные проблемы современной медицины»– более 80% и работе в различных студенческих научных кружках – около 65% опрошенных.
  2. Основными мотивационными факторами для занятий НИР являлись: бонусы для рейтинговой системы – около 70% и возможность использования дополнительных знаний в практической работе – около 60%. Примерно половина опрошенных важным фактором отметили любознательность.
  3. Наиболее значимыми факторами, отталкивающими студентов от НИР, были: лень – примерно 57% анкетированных, затраты времени – примерно половина опрошенных. Фактор отсутствия мотивации достоверно чаще назван в группе студентов, имевших опыт научной работы.
  4. Студенты, имевшие опыт НИР, достоверно чаще высказывали желание продолжать научную деятельность после окончания УО БГМУ – 67% против 19%, не имевших опыта проведения научных исследований.

Использованные источники:

  1. Сарсенбаева,С.С. Активные методы обучения в медицинском Вузе: учебное пособие / С.С.Сарсенбаева, Ш.Рамазанова, Н.Баймаханова. – Алматы, 2011. – 36 с.
  2. Сукало, А.В. Аспекты деятельности 1-й кафедры детских болезней в области неонатологии. Экскурс в историю./ А.В.Сукало, Г.Ф.Елиневская, А.К.Ткаченко, В.А.Прилуцкая // Медицинский журнал. – 2013. – № 3. – С.143-145.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники