Организация самостоятельной работы слушателей фпдп при подготовке к централизованному тестированию по химии

Базылева Н.В., Шульга Г.А.

УО «Витебский государственный медицинский университет»,
г. Витебск, Республика Беларусь

Современное общество предъявляет высокие требования к подготовке специалистов. Уровень их профессиональной подготовки должен быть приближен и даже сравним с международными требованиями. Специалист помимо профессиональных характеристик должен быть способен к непрерывному саморазвитию, обладать коммуникативными умениями, быть целеустремленным, способным конкурировать на рынке труда. При современном темпе развития научной мысли, информационных технологий и социокультурных взаимодействий особую актуальность приобретает проблема саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования студентов высшей школы, обладающих профессиональной компетентностью, предметными знаниями, развитыми способности к самостоятельности и творчеству. Самостоятельность характеризуется не только умением познающей личности овладевать знаниями, способностью действовать без посторонней помощи, но и наличием внутреннего стремления человека к самореализации посредством самообразования.

Подготовка к централизованному тестированию, которая осуществляется на факультете профориентации и довузовской подготовки (ФПДП), представляется удобным этапом для формирования навыков самостоятельной работы. Самостоятельная работа должна пониматься не как самостоятельность слушателей в усвоении учебного материала, а как особая система условий обучения, которая организована преподавателем.

На начальных этапах обучения требуется всесторонняя и полная организация самостоятельной работы слушателей. На последующих этапах регламентация должна снижаться, а управление должно постепенно становиться функцией самого слушателя. Выстроенная преподавателем система самостоятельной работы должна провести слушателя от самостоятельной деятельности в выполнении заданий к формированию самостоятельного мышления и самоорганизации деятельности.

В этом контексте работа со слушателями вечерних курсов всех трех ступеней обучения: (I ступень – для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ и т.д. (3 года обучения); II ступень – для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ и т.д. (1, 2 года обучения); III ступень – для учащихся 11-х классов общеобразовательных школ и т. д. (2, 3 год обучения) в определённом смысле аналогична вузовской – в качестве домашнего задания предлагается тема для самостоятельного ознакомления. Методический комплекс включает инструкции по поиску теоретического материала, конкретизирующие его содержание, задания на усвоение новых знаний, приобретение новых умений. Эта самостоятельная домашняя работа сочетает в себе различные виды деятельности и заданий, которые помогают формированию способов логического анализа учебной информации. Такая работа эффективна, если осуществляется последующая проверка, контроль.

В процессе занятия, после разбора заданного материала, проверки выполнения домашнего задания, отводится время на самостоятельную работу по отработке и закреплению темы. Степень её самостоятельности, глубину сложности, разнообразие в зависимости от ситуации регулирует преподаватель. Целью работы, в том числе, является овладение продуктивными способами решения учебных задач, а также рациональными подходами к их оформлению. Например, для решения некоторых расчётных задач не обязательно составлять уравнение химической реакции, а достаточно стехиометрической схемы. Этот логический ход позволяет углубить осознание теоретического материала и существенно экономит время выполнения задания.

Специфика предмета химии и этап его изучения (подготовка к централизованному тестированию) предполагают задания различного рода в форме, к которой возможны краткие ответы. Это самые различные упражнения, расчетные задачи. Эти же виды заданий могут быть сформулированы в виде тестов. Наличие ответов даёт возможность помимо оценки работы преподавателем, осуществлять самоконтроль, самооценку образовательной деятельности. При этом контроль переходит из административного условия в дидактическое, положительно влияющее на эффективность самостоятельной работы слушателей в целом.

При изучении курса химии на факультете профориентации и довузовской подготовки значительную долю составляет выполнение самостоятельных контрольных работ. Их структура аналогична педагогическим тестам, предлагаемым для выполнения на централизованном тестировании по химии. Контрольные работы состоят из заданий закрытого (часть А) и открытого (часть В) типа. При всём разнообразии вопросы требуют точных ответов в чётко заданной форме. Объём контрольной работы в целом таков, что при твёрдом знании материала, слушатели успевают изложить ответы в письменном виде за отведённое для этого время. Описанная структура организации контрольных работ гарантирует самостоятельное и эффективное их выполнение каждым слушателем.

При организации самостоятельной работы слушателей подготовительных курсов активно используется специализированная образовательная система Moodle, в которой размещены обучающие лекции, ссылки на химические опыты, методические указания к выполнению домашнего задания, рубежные и итоговые тесты, а также инструкции к выполнению управляемой самостоятельной работы для слушателей дневного отделения по соответствующей литературе. Деятельность слушателей в системе Moodle осуществляется во внеурочное время, что существенно развивает их самостоятельность.

Результативность самостоятельной работы слушателей обеспечивается в первую очередь используемыми видами заданий. С другой стороны, её эффективная реализация зависит от устойчивой мотивации слушателей.

Система подготовки на ФПДП значительно повышает исходный уровень самостоятельности, с которым приходят абитуриенты, приближают его к уровню сопоставимому с требованиями к студенту. Самообразование – ведущая составляющая жизнедеятельности личности, т.к. профессиональное образование личности начинается в школе, продолжается в вузе, а затем – за его стенами. Современные подходы к управлению самостоятельной работой способствуют не только подготовке специалиста высокой квалификации, но становлению творческой личности с широкими возможностями самостоятельного познания педагогических механизмов решения профессиональных задач и ситуаций.

Использованные источники:

  1. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе /под ред. К. Пурсиайнена и С. А. Медведева. – М.: РЕЦЭП, 2005. – 199 с.
  2. Инкина О.Н., Атаманов Ю.И. Формирование самообразовательной деятельности студентов вуза с целью повышения качества их подготовки./ Вестник НГАУ. – Новосибирск: НГАУ. – 2003. – С. 19 – 23.
  3. Ташкинов, А. Формирование общих и профессиональных компетенций при инновационных технологиях обучения/ А. Ташкинов, В. Лалетин, И. Столова / Высшее образование в России. – 2013. – № 1. – С. 128 – 133.
  4. Дедуль, М.И. Организация управляемой самостоятельной работы студентов на кафедре акушерства и гинекологии/ М.И.Дедуль, Е.Д.Кожар, О.И.Прусакова./Достижения фундаментальной клинической, медицины и фармации. – Витебск. – 2011. – С. 298 – 299.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники