Роль врачебной поликлинической производственной практики при изучении терапевтической стоматологии

Князева М.А., Чернявский Ю.П., Колчанова Н.Э.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск, Беларусь

Современному практическому здравоохранению Республики Беларусь требуются высококвалифицированные специалисты, обладающие глубокими теоретическими знаниями и совершенными практическими навыками, необходимым уровнем культуры оказания медицинской помощи и широким научным кругозором, специалисты, понимающие суть преобразований, способные реализовывать их в жизнь через новые социально-экономические механизмы хозяйствования.

Выпускник высшей медицинской школы должен владеть системой интегрированных теоретических и клинических знаний, умений и навыков, помогающих освоить высокие мировые медицинские технологии и применить их в своей практической деятельности на благо здоровья населения РБ.

На кафедре терапевтической стоматологии ВГМУ производственная практика проводится на 3 курсе, после летней экзаменационной сессии, является важнейшей частью учебного процесса и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению избранной специальности, закреплению полученных теоретических знаний, практических навыков и развитию творческого потенциала на данном этапе обучения. Вместе с тем, производственная практика является одной из форм укрепления и расширения связей и сотрудничества медицинского ВУЗа с практическим здравоохранением.

Постоянными базами для прохождения производственной практики студентами ВГМУ являются организации системы министерства здравоохранения Республики Беларусь, утвержденные приказом МЗ РБ № 2389 от 03.12.2013г. Для обеспечения качественного проведения производственной практики необходима высокоразвитая материально-техническая база учреждения здравоохранения, хорошее методическое обеспечение, творческие связи ВУЗа с базами практики. Очень важна совместная и согласованная работа с общим и непосредственным руководителями практики и их искренняя заинтересованность в обучении студентов, будущих врачей-стоматологов, владеющих новейшими методами диагностики, лечения и профилактики заболеваний зубочелюстной системы, компетентных, ответственных, обладающих навыками организации стоматологической помощи.

Базовые организации здравоохранения располагают достаточной учебно-материальной базой и создают студентам необходимые условия для выполнения программы практики. В организациях осуществляется общее и непосредственное руководство ее проведения. Общий руководитель, назначаемый от организации, подбирает опытных, квалифицированных врачей-стоматологов для непосредственного руководства практикой. Ведь освоение мануальных навыков студентами происходит именно во время работы в лечебных кабинетах, при непосредственной помощи и доброжелательном отношении врачей-стоматологов, заведующих отделениями и обслуживающего персонала поликлиники. Практика проводится в стоматологических поликлиниках, отделениях или кабинетах стоматологических поликлиник, а также в стоматологических кабинетах других учреждений здравоохранения независимо от формы собственности.

В подготовительный период проводятся курсовые собрания по организационно-методическим вопросам, на которых студенты знакомятся с целями, задачами и программой практики, информируются о сроках и месте ее проведения. Проводится распределение студентов по базам, укомплектовываются учебные группы и определяются старосты групп. Проводятся медицинские осмотры и инструктаж студентов по охране труда и технике безопасности. Студентам вручаются направления на базы практики, методические материалы, индивидуальные задания по научной и учебно-исследовательской работе.

Учебно-методическое руководство производственной практикой по терапевтической стоматологии осуществляет декан стоматологического факультета, доцент Кабанова Светлана Алексеевна, руководитель производственной практики стоматологического факультета Князева Марина Анатольевна, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии, доцент Чернявский Юрий Павлович, и ответственный по практике, старший преподаватель кафедры терапевтической стоматологии Бич Елена Венедиктовна.

Основными организационно-методическими документами являются Учебная программа, Методические рекомендации для руководителей практики и студентов, Дневник студента, разработанные с учетом Положения о рейтинговой системе оценки знаний и практических навыков. Содержание программ, учебно-методических рекомендаций, индивидуальных заданий соответствует требованиям по подготовке специалистов.

Во время производственной практики студенты проводят учебно-исследовательскую работу (научно-исследовательскую работу). Она позволяет глубже изучить наиболее актуальные вопросы стоматологии. Тематику, которая может быть рекомендована для написания работы, разрабатывают сотрудники кафедры и предоставляют студентам перед их выездом на базы практики. На зачетном занятии студенты выступают с докладами по УИРС (НИРС). Качество подготовки докладов учитывается преподавателем в общем итоге практики.

Подведение итогов производственной практики. На зачетном занятии определяется компетенция студентов, полнота выполнения рекомендованного объема практических навыков, а также оценивается способность студента к самостоятельному выполнению основных видов лечебной работы врача-стоматолога в соответствии с критериями оценки знаний и практических навыков, утвержденными приказом по университету.

При оценке работы студента учитываются его знания, умения, полнота и качество выполнения программы, дисциплинированность, участие в общественно-организационной и санитарно-просветительной работе.

Текущая аттестация в форме дифференцированного зачета с оценкой проводится по представленному студентом отчету о врачебной поликлинической производственной практике по ее окончании.
Разработано и внедрено в программу практики положение о рейтинговой системе оценки знаний и практических навыков. Рейтинговая система предусматривает творческую работу студентов:

  • представление портфолио достижений, включающее результаты работы студента во время практики – фотографии, видеофильмы практических работ выполненных студентом самостоятельно или в совместной работе с врачом-стоматологом, фотографии и электронные варианты изготовленных стендов, таблиц, наглядные пособия;
  • представление бюллетеней по здоровому образу жизни – борьба с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, профилактика стоматологических заболеваний, решение задач Программы демографической ситуации в РБ, ВИЧ-инфекции и др.;
  • выполнение высокохудожественных мультимедийных презентаций учебно-исследовательской работы.

На зачетном занятии проводится обсуждение организации практики, ее положительные и отрицательные моменты, замечания и пожелания, как со стороны руководителей, так и студентов.

В целях совершенствования проведения практики на стоматологическом факультете введено дистанционное руководство практикой.

Таким образом, разработанная и реализуемая на кафедрах стоматологического факультета ВГМУ методика проведения производственной практики способствует подготовке врачей-стоматологов – специалистов, сочетающих профессионализм, высокую культуру, широкий кругозор, готовых к творческой деятельности, самообразованию, накоплению знаний и постоянному совершенствованию практических навыков, позволяющих повысить уровень и качество оказания стоматологической помощи населению Республики Беларусь.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники