Использование инновационных технологий в системе непрерывного профессионального образования на кафедре терапевтической стоматологии

Чернявский Ю.П.

УО «Витебский государственный медицинский университет», кафедра терапевтической стоматологии Республика Беларусь, г. Витебск

В Концепции развития науки в Республике Беларусь разработан комплекс мероприятий предусматривающий повышение роли науки в социально-экономическом развитии страны, динамичный перевод ее на инновационный путь развития, создание и внедрение новых высокоэффективных технологий, подготовки научных кадров оптимизация управления научной сферой.

Термин «инновация» (нововведение; англ. innovation) означает создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.

«Инновационное обучение» (innovative learning) - процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует внесение инновационных изменений в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на проблемные ситуации, возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом.

Для осуществления инновационной деятельности требуются компетенные специалисты, преподаватели владеющие методами, средствами и формами управления инновационным процессом с целью повышения эффективности вложенных в его реализацию инвестиций.

Особенности инновации образования 21 века - содержание и методы обучения ориентированы таким образом, что студент значительную часть знаний «добывает» сам, и создает даже то, о чем не говорил преподаватель. Развивается междисциплинарная интеграция обучения. Кроме того, воспитание в системе непрерывного образования – главный компонент в формировании системного мышления. Необходимо подготовить не только специалиста, но и высоконравственную, патриотическую личность.

На кафедре терапевтической стоматологии УО «ВГМУ» преподается 2 дисциплины: «Терапевтическая стоматология» и «Коммунальная стоматология», а также производственная практика после 3 курса по «Терапевтической стоматологии».

Используются инновационные подходы по нескольким направлениям:

1. Применение инновационных технологических средств обучения:

  • использование мультимедийного проектора для демонстрации учебных видеофильмов;
  • выступление с мультимедийными презентациями каждого студента при изучении дисциплины «Терапевтическая стоматология», раздел «Заболевания слизистой полости рта» 4 курс;
  • проведение демонстрационных работ преподавателями совместно со студентами с использованием внутриротовой видеокамеры с выводом изображения на монитор в лечебном кабинете для улучшения визуализации лечения стоматологической патологии.

2. Самостоятельная работа студентов:

  • написание каждым студентом истории болезни стоматологического пациента по предложенному диагнозу 4,5 курсов стоматологического факультета;
  • участие студентов в создании музея истории развития стоматологии в художественных репродукциях, специалистов, внесших вклад в развитие мировой и отечественной стоматологии;
  • выполнение студентами научных и дипломных работ, создание мотивационных альбомов по профилактике стоматологических заболеваний для студентов 3 курса стоматологического факультета.

3. С 2014 г. создана и функционирует система электронного дистанционного образования кафедры терапевтической стоматологии дисциплины «Терапевтическая стоматология», «Коммунальная стоматология» для студентов 3-5 курсов стоматологического факультета и ФПИГ. В системе представлена вся учебно-методическая информация для практических занятий, курсовых экзаменов, государственных экзаменов.

4. Работа преподавателей по инновационным подходам в преподавании дисциплин состоит в следующем:

  • подготовка и проведение элективных курсов «Реставрационная терапия с использованием композиционных материалов» (ст. преподаватель Ю.Р. Еленская), «Штифтовые конструкции в клинике терапевтической стоматологии» (ст. преподаватель А.А. Пожарицкая).
  • разработка и изучение программ дисциплин по выбору «Современные методы эндодонтического лечения пульпита и апикального периодонтита» (зав. кафедрой доцент Чернявский Ю.П.) и «Заболевания слизистой оболочки полости рта. Кандидоз: этиология, патогенез, диагностика и лечение» (доцент Сахарук Н.А.);

В 2014 г. На кафедре было успешно защищено 6 дипломных работ, а за весь период работы кафедры с 2007 г. были выполнены и успешно защищены 29 дипломных работ выпускников кафедры с оценкой «отлично».

5. Административные ресурсы:

  • создана и успешно работает программа «Школа стоматологического здоровья» с гимназией №1 г. Витебска, которая стартовала с весны 2009 года. На сегодняшний день в рамках этого проекта студенты 5 курса читают лекции (мультимедийные презентации), а также проводят практические занятия со школьниками гимназии по гигиене полости рта, профилактики стоматологических заболеваний и ведению здорового образа жизни. При проведении практического занятия каждый студент осуществляет эпидемиологическое обследование, осуществляет ситуационный анализ, проводит разработку коммунальных программ профилактики и прогнозирование кариеса на индивидуальном уровне.

В соответствии с приказом по УО «ВГМУ» от 01.10.2014 г. №362-уч создан Учебно-научно-производственный комплекс «Стоматология» на базе кафедры терапевтической стоматологии целью и задачами работы которого является обеспечение учебного процесса, научной работы и проблем практического здравоохранения. Для выполнения задач деятельности УНПК работа ведется по следующим направлениям: образовательная научная и клиническая деятельность.

6. Внедрена и работает рейтинговая система оценки знаний студентами, которая является одной из форм контроля за успеваемость студентов и позволяет активно повышать ее интенсивность. Система обеспечивает тесную взаимосвязь контроля обучения с объективизацией оценки знаний, практических умений студентов.

Стимулирование состязательности студентов в образовательном процессе активизирует повышение ответственности как у преподавателей так и у студентов что позволяет установить между ними заинтересованные отношения. Так по окончании учебного 2014 года были освобождены 7 студентов 4 курса от сдачи устного этапа экзамена по «Терапевтической стоматологии» и 5 студентов 3 курса стоматологического факультета,

В плане развития инновационных подходов в преподавании дисциплин на кафедре планируется:

  • создание компьютерной сети в учебно-лечебных кабинетах с подключением к базе данных рентгенологического кабинета;
  • создание локальной научно-исследовательской лаборатории для выполнения научных работ сотрудниками и студентами кафедры;
  • создание двух учебных видеофильмов «Эстетическая реставрация I класса по Блэку» и «Ошибки при выполнении эстетических реставраций.

Таким образом, использование инновационных подходов в преподавании дисциплин на кафедре терапевтической стоматологии позволяет повысить качество подготовки студентов их профессиональные компетенции в области избранной специальности.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники