Признаки технологичности процесса предметного обучения на кафедре органической химии

Гидранович Л.Г.

УО «Витебский государственный медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь

Технология обучения – это совокупность знаний и процедур, которые обеспечивают создание системы предметного обучения и ее целенаправленной реализации с использованием современных методов и технических средств обучения. Целью технологизации процесса предметного обучения является достижение запланированных результатов путем внедрения различных инновационных методов и средств в существующую систему обучения, интенсификация и рационализация этого процесса.

Объектами технологизации предметного обучения по     О.В.Подосенову и  Н.Г.Пундиковой (2010) являются цели, содержание, способы восприятия и переработки информации, формы взаимодействия субъектов  образовательной деятельности (обучающего и обучающегося), процедуры их личностно-профессионального поведения, самоуправления и творческого развития.

Признаками технологичности предметного обучения являются:

  1. детальное описание образовательных целей;
  2. проектирование способов достижения заданных целей;
  3. системное применение психологических, педагогических и технических средств представления и переработки информации;
  4. системное использование средств обратной связи с целью корректировки и оценки процесса обучения;
  5. гарантированность достигаемых результатов;
  6. воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства педагога;
  7. оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий [1].

Первые четыре признака технологичности предметного обучения на кафедре органической химии реализованы при подготовке учебно-методических комплексов (УМК) и электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК). УМК  по биоорганической и органической химии представляют собой комплексы систематизированных учебных и методических материалов, а также дидактических средств обучения. Они предназначены для использования в образовательном процессе по соответствующим специальностям. УМК направлены на обеспечение принципиально нового конструирования учебного процесса и организацию целостности системы учебно-предметной деятельности, что является одним из важных направлений стратегических инноваций в образовании. В этом контексте организация изучения дисциплины на основе УМК предполагает продуктивную учебную деятельность, позволяющую сформировать профессиональные компетенции будущих специалистов, обеспечить развитие познавательных и созидательных способностей личности, перенести акцент с обучения на учение.

УМК по дисциплинам содержит 4 раздела:

  1. Теоретический раздел УМК содержит материалы для теоретического изучения учебной дисциплины в объеме, установленном типовым учебным планом для соответствующей специальности.
  2. Практический раздел УМК содержит материалы для проведения лабораторных и практических занятий, методические рекомендации для преподавателей и студентов, организовывается в соответствии с типовым учебным планом по специальностям.
  3. Раздел контроля знаний УМК содержит материалы текущей и итоговой аттестации, позволяющие определить соответствие результатов учебной деятельности студентов требованиям образовательных стандартов высшего образования и учебно-программной документации образовательных программ высшего образования, а также комплекс тестирующих и контролирующих программных средств: тесты, контрольные вопросы, контрольные задания, обеспечивающие возможность самоконтроля студентов, текущей и итоговой аттестации.
  4. Раздел справочных и вспомогательных материалов УМК содержит, список рекомендуемой литературы, список литературы, имеющейся в библиотеке УО «ВГМУ», примеры решений ситуационных задач,  мультимедийные презентации лекций, виртуальные практикумы для отработки практических навыков идентификации органических соединений.

Обучение в соответствии с УМК по предметам построено не на простой передаче информации от преподавателя к студенту, а рекомендует обучение деятельностью и в деятельности, основанной на информации, рекомендует рейтинговую оценку этой деятельности, реализованную по модульному принципу. УМК  по биоорганической и органической химии предлагают использовать не только традиционные, но и новые формы организации освоения содержания учебных предметов: самостоятельную работу, исследовательскую работу, разнообразные тренинги. Исследовательская работа организована в виде самостоятельного индивидуального лабораторного экспериментального исследования – учебно-исследовательской работы студентов (УИРС). УИРС базируется на умениях студентов, полученных при выполнении лабораторных работ, и является главной частью экзамена по практическим навыкам. Учебно-исследовательская работа студентов, целесообразно организованная и управляемая преподавателем в учебное время, стимулирует студентов к дальнейшей учебно-познавательной деятельности по овладению учебным предметом или проведению исследований во внеучебное время – научно-исследовательской работе.

В разделе контроля знаний содержится блок ситуационных задач для самостоятельного решения с профессиональным контекстом, что является способом формирования целей дальнейшего профессионального развития. Для изучения основных химических закономерностей привлечены в качестве примеров соединения, большинство из которых являются лекарственными средствами или служат источниками для их получения. Ситуационные задачи с решениями, внесенные в блок вспомогательных материалов, задают алгоритмы поведения студентов при выполнении учебных заданий такого рода.

Одним из направлений технологизации процесса предметного обучения является использование информационно-педагогических технологий, включающих программированное, компьютерное обучение, медиатехнологии. Компьютерные технологии используются преподавателями при чтении лекции, изготовлении наглядных пособий, иллюстрации наиболее сложных разделов органической химии, студентами – при подготовке к занятиям, итоговым работам и экзамену по практическим навыкам.  Практические навыки и умения по учебной дисциплине являются важным элементом образования, который гарантирует у студентов в будущем необходимый уровень профессиональной компетентности. Практические умения и навыки применения знаний по органической химии имеют для студентов-провизоров значение не только как показатель их высшего образования естественно-научного направления, но и являются основой для освоения ряда специальных дисциплин. Кафедра подготовила и поместила в системе дистанционного обучения УО «ВГМУ» виртуальный практикум для освоения практических навыков по биоорганической химии для студентов 1 курса лечебного факультета и по органической химии для студентов 2 курса фармацевтического факультета.

Системная, поэтапная реализация первых четырех признаков технологичности предметного обучения позволяет обеспечить пятый признак: гарантированность достигаемых результатов. Системное соблюдение целей и задач, прописанных в типовых и учебных программах, алгоритма проведения лабораторных занятий, подробно изложенных в методических указаниях для проведения занятий должно привести к такому результату вне зависимости от мастерства педагога. Однако, это положение требует дальнейших исследований и постоянного мониторинга образовательного процесса, также как и исследование оптимальности затрачиваемых усилий  и ресурсов.

Литература:

  1. Подготовка руководящих и педагогических работников колледжа к реализации требований ФГОС СПО. Вып.1 Организация работ по проектированию нового поколения основных профессиональных образовательных программ: реком. для проект. колл./ О.В.Подосенов, Н.Г.Пундикова.–2010. – 44с.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники