Создание непрерывной интегрированной системы трехступеньчатой подготовки слушателей ФПДП к централизованному тестированию по химии и обучению в ВУЗе

Тригорлова Л.Е., Шульга Г.А., Базылева Н.В., Гаевская Д.Л., Лузгина Н.Н.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь

Возросший престиж высшего образования, динамичная модернизация экономики, совершенствование социально-культурной и других сфер развития государства требуют приведения образовательных услуг в соответствие с меняющимися потребностями общества и каждого человека. В таких условиях важно сохранить преемственность, целостность и согласованность системы непрерывного образования. Преемственные связи между школой и вузом во многом недостаточны. Причиной является замкнутость каждого образовательного уровня на своих строго ограниченных задачах и функциях.

В рамках социальной преемственности на пути «школьник – абитуриент – студент» возникают следующие проблемы: слабая выраженность мотивации к учебной деятельности; неготовность к осознанному и самостоятельному профессиональному выбору; непонимание и невыполнение новых социальных ролей. С ними тесно связаны проблемы учебной преемственности: пробелы в базовых знаниях, несформированность общеучебных умений и навыков.

Эти проблемы, а также стремление высших учебных заведений пополнить студенческую среду активными, подготовленными и профессионально ориентированными учащимися приводят к возрастанию роли доуниверситетской подготовки учащихся, стимулируют процесс раннего «проникновения» системы высшего образования в среду общего среднего образования, тем самым обеспечивая непрерывность образовательной системы.

На базе кафедры химии факультета профориентации и довузовской подготовки (ФПДП), в рамках общеуниверситетской тематики научно исследовательской работы по проблемам высшей школы «Установить влияние использования инновационных педагогических технологий на качество образовательного процесса в медицинском университете», проводится работа по созданию непрерывной интегрированной системы трехступенчатой подготовки слушателей ФПДП к централизованному тестированию по химии и обучению в вузе. Ведется исследование возможности организации целостной системы трехступенчатой подготовки (9 – 11 класс) слушателей вечерних подготовительных курсов по химии в тесном сотрудничестве с другими структурными подразделениями университета: кафедрами токсикологической и аналитической химии, психологии и педагогики, информационных технологий с курсом электронной библиотеки, а также отделами дистанционного обучения и воспитательной работы. Разрабатываются направления дальнейшей деятельности по созданию учебно-методического комплекса и оценки эффективности функционирования такой системы. [1]

Так, на сегодняшний момент организованы подготовительные вечерние курсы для 9-х (один год обучения), 10-х (один и два года обучения) и 11-х (один, два и три года обучения) классов учащихся школ и средних специальных заведений. В организации учебного процесса сочетаются аудиторные практические занятия и современное электронное обучение с помощью Интернета и мультимедиа. Дистанционное обучение используется как вспомогательное средство для организации контролируемой самостоятельной работы слушателей.

Для технической реализации электронно-коммуникационной среды используется LMS (Learning Management System) Moodle. Основу информационного наполнения среды составляют электронные курсы по химии для разных категорий слушателей: 1 ступень(9-е классы), 2 ступень (10-е классы), 3 ступень (11-е классы). Они дополняются и совершенствуются в процессе работы.

В учебный процесс активно внедряются инновационные педагогические технологии. В настоящее время преподавателями кафедры химии апробируется интегральная образовательная технология. Выбор данной технологии для практического применения основан на том, что она является одновременно и знаниевой, и способностной технологией, что «обеспечивает каждому обучаемому право и возможность продвинуться в предмете на столько глубоко, насколько он хочет и может». [2]

Данная технология основана на: 1) укрупнении дидактических единиц; 2) планировании результатов обучения; 3) психологизации образовательного процесса; 4) компьютеризации.

Анализ эффективности апробирования интегральной технологии осуществляется при проведении микроисследований. Прослеживалась динамика уровня обученности слушателей, динамика формирования учебно-интеллектуальных и учебно-информационных умений, поскольку они являются основой саморазвития и самосовершенствования слушателей. Осуществлялся мониторинг по оценке качества и развития у учащихся способов познавательной активности, мониторинг «Состояние и уровень адаптивности учебного занятия» с целью оценки эффективности использования данной технологии в образовательном процессе.

Эффективность организации непрерывной подготовки школьников к централизованному тестированию по химии в рамках трехступенчатой интегрированной системы с использованием инновационных педагогических технологий подтверждается данными сравнительного анализа результатов тестирований, проводимых в начале учебного года и на его протяжении. В 2014-2015 учебном году мы сравнили результаты трех тестирований, организованных для всех категорий одиннадцатиклассников (таблица 1).

Таблица 1. Сравнительные результаты тестирования слушателей

Этап

тестирования

и его сроки

Результаты тестирования (%)

11 класс

(1 год обучения)

11 класс

(2-ой год обучения)

11 класс

(3-й год  обучения)

1

декабрь

 2014 года

28,3 28,6 45,3
2

март

2015года

32,4 38,4 48,6
3

май

2015 года

34,6 45,5 50,1

Таким образом, слушатели, которые обучаются на нашем факультете третий год, показали более высокие результаты.

Практика показывает, что именно такой подход при подготовке к централизованному тестированию по химии и обучению в вузе позволяет школьникам не только выдержать вступительные испытания, но и впоследствии хорошо учиться в университете. На факультете они приобретают навыки самостоятельной работы, учатся эффективно усваивать информацию, могут, благодаря комплексу профориентационных мероприятий, осознанно выбрать будущую профессию.

Мы считаем, что качественное стартовое образование ― это блестящее начало карьеры и хорошая путевка в жизнь.

Использованные источники:

  1. Тригорлова, Л.Е. Перспективы развития доуниверситетсткой подготовки абитуриентов путем создания трехступенчатой системы обучения / Л.Е. Тригорлова, Э.Е. Якушева // Наука – образованию, производству, экономике: материалы XIХ (66) Региональной научно-практической конференция преподавателей, научных сотрудников и аспирантов (13 – 14 марта 2014 года) – Витебск: ВГУ, 2014. – с.128 – 130
  2. Лузгина, Н.Н. Возможности интегральной образовательной технологии в повышении качества образования / Н.Н. Лузгина // «Управление качеством профессиональной подготовки студентов» в рамках международной конференции «Медицинское образование XXI века»: Материалы заочной интернет-конференции, Витебск, 2013 г. [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.vsmu.by/science/conference/inter-conf-vsmu/30-inter-conf-2013/981-sek2-6.html – Дата доступа: 21.11.2013

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники