Формирование профессиональных компетенций профилактической деятельности у студентов медицинских учреждений образования

Глушанко В.С., Мороз Д.В.

УО «Витебский государственный медицинский университет»

Актуальность. Профилактическая направленность является одним из приоритетных принципов развития системы здравоохранения на современном этапе, что нашло отражение в новой редакции закона Республики Беларусь «О здравоохранении» от 16 июня 2014 года № 164-З. В целях качественной подготовки будущих врачей и провизоров по вопросам медико-гигиенического обучения населения и формированию здорового образа жизни (ФЗОЖ) в УО «ВГМУ» и практико-ориентированной мотивации процесса обучения нами модернизирована «Программа подготовки студентов университета по вопросам ФЗОЖ». В этой связи разработана специальная образовательная система, в основу которой положена «Тематика видеофильмов, видеороков, видеофокусов, мультимедийных презентаций, лекций, санитарных бюллетеней, плакатов, памяток, фотофокусов, буклетов по формированию здорового образа жизни».

Цель: Провести аналитическую оценку информационных средств по ФЗОЖ, которые создаются студентами университета и наметить перспективы их совершенствования.

Материалы и методы: Исследованию и оценке подверглось 589 средств по ФЗОЖ за 2013-2014 учебный год и 583 работы за 2014-2015 учебный год.

Результаты исследования: Условно, все информационные средства, созданные студентами университета согласно «Тематике видеофильмов, видеороков, видеофокусов, мультимедийных презентаций, лекций, санитарных бюллетеней, плакатов, памяток, фотофокусов, буклетов по формированию здорового образа жизни», можно классифицировать по следующим направлениям: 1) общеметодические темы; 2) темы, касающиеся коррекции вредных привычек; 3) темы, раскрывающие место и роль факторов риска в возникновении заболеваний; 4) темы, посвященные профилактике важнейших неэпидемических заболеваний.
К первой группе можно отнести следующие работы: «Активное долголетие как цель формирования здорового образа жизни», «Возрождение авторитета семьи и семейных ценностей», «Воспитание здорового ребенка», «Домашняя аптечка», «Защитные силы организма человека», «Значение биологических ритмов в жизни человека», «Природные факторы и здоровье».

Во вторую группу может быть включена такие темы, как: «Влияние алкоголя на здоровье», «Детская наркомания и ее последствия», «Суициды», «Курение и уродство», «Наркомания», «Избыточная масса тела и ее причины».

Третья группа подразумевает темы, посредством которых предлагаются исключающие факторы риска и вероятность развития заболеваний. К примеру: «Берегите зубы», «Аборт и его последствия», «Кожа как защитный медико-биологический барьер и уход за ней», «Питьевая вода и здоровье», «Плюсы и минусы самолечения», «Проблемы полового воспитания», «Рациональное питание», «Рекомендации по сохранению зрения», «Психогигиена взаимоотношений», «Физическая гармония и социально-психологическое равновесие».

В четвертую группу входят темы, раскрывающие меры по профилактике социально-значимых патологий, таких как: сердечно-сосудистые заболевания, заболевания костно-мышечной системы, артериальная гипертензия, острые нарушения мозгового кровообращения, рак молочной железы, инфаркт миокарда, грипп, острые кишечные инфекции, СПИД, сахарный диабет, травмы и несчастные случаи.

При кафедре общественного здоровья и здравоохранения УО «ВГМУ» функционирует учебно-методический и информационный кабинет (УМИК) по ФЗОЖ. Кабинет оснащен стендами, имеется видеотехника, нормативные документы по ФЗОЖ, комплекты медико-гигиенических средств, систематизированный тематический каталог мультимедийных презентаций (более 500). Постоянно совершенствуется работа по методическому обеспечению практических занятий со студентами: модернизируются папки «В помощь лектору» и каталог рекомендуемых средств по ФЗОЖ; изготавливаются новые учебно-информационные плакаты; динамически пополняются базы данных электронных документов. Лучшие работы студентов по тематике, связанной с ФЗОЖ для участия в ежегодной выставке–ярмарке «Витебщина – за здоровый образ жизни».

Под руководством преподавателей кафедры каждый студент лечебного факультета готовит одно из средств привития медико-гигиенических знаний. Ежегодно проводится смотр-конкурс «Образ жизни, здоровье и успех» текстов лекций, санитарных бюллетеней, плакатов, памяток для пациентов, мультимедийных презентаций, видеороликов и др. Структура выполненных по форме средств ФЗОЖ представлена в таблице 1.

Таблица 1. Структура выполненных по форме средств ФЗОЖ.

№ п/п 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год
Вид средства Уд. вес (в %) Вид средства Уд. вес (в %)
  Презентации  37% Презентации  33,8%
  Буклеты 20% Буклеты 25,8%
  Плакаты 19% Лекции 21,6%
  Лекции 14% Плакаты 10,8%
  Санбюллетени 4,5% Санбюллетени 3,4%
  Памятки 4,5%; Памятки 3,1%
  Видеоматериалы 1% Видеоматериалы 1,5%

 Обращает на себя внимание осознанный выбор тематики, культура оформления и высокий уровень подготовки выполняемых средств. Наиболее популярными формами средств по ФЗОЖ являются презентации и буклеты. Работы подлежат апробации и обсуждению на занятиях. Обсуждения проходят живо, с участием всех студентов группы, что свидетельствует об интересе к рассматриваемым проблемам. Все средства апробируются в период врачебной производственной практики и реально доводятся до населения (контроль осуществляется преподавателями в период защиты практики с помощью лекционных путевок). Таким образом, достигаются 2 цели: привитие практических навыков по ФЗОЖ и медико-гигиеническое обучение населения. Ежегодно проводится смотр-конкурс «Образ жизни, здоровье и успех» текстов лекций, санитарных бюллетеней, плакатов, памяток для пациентов, мультимедийных презентаций и видеороликов.

В ходе преподавания дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранения» особый акцент делается на факторы риска возникновения заболеваний (курение, гиподинамия, нерациональное питание, избыточный вес, пьянство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, неблагоприятные условия среды обитания и др.), т.е. на конкретном фактическом материале доказывается актуальность медико-гигиенического обучения и воспитания населения как неотъемлемой части будущей практической врачебной деятельности.

В апреле 2015 г. на кафедре общественного здоровья и здравоохранения состоялся заключительный этап II предметной олимпиады по учебной дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» и по перспективной работе в качестве «Врача – организатора здравоохранения (руководителя)». Заключительный этап олимпиады проходил в форме круглого стола с презентацией и обсуждением проектов по формированию убеждений и навыков здорового образа жизни среди населения в современных социально-экономических условиях. Принимало участие 42 студента и профессорско-преподавательский состав кафедры, заслушано 17 проектов студентов 4 курса лечебного факультета. Оценка выступлений проводилась в баллах по 10 критериям.

Лучшими признаны работы по темам: «Донорство – гуманный долг каждого», «Курение стоит дороже, чем вы думаете», «Физическая культура, спорт, активный отдых, здоровье», «Здоровая мать – здоровый ребенок», «Здоровье человека – общественная ценность».

Образовательная концепция здоровьесберегающих технологий реализуется также посредством анализа практической работы студентов по вопросам ФЗОЖ в период производственной практики; проведения единых дней здоровья ВГМУ.

На кафедре общественного здоровья и здравоохранения организована и функционирует дисциплина по выбору «Образ жизни, здоровье и успех». Она ориентирована на студентов лечебного, стоматологического, фармацевтического факультетов и факультета подготовки иностранных граждан. Создание названного курса преследовало углублённое изучение дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранения» и вопросов ФЗОЖ; привитие студентам навыков профилактической работы с населением в контексте задач, стоящих перед здравоохранением; непосредственное осуществление первичной профилактики среди слушателей дисциплины по выбору.

Выводы:

  1. Только комплексный системный подход по формированию среди населения навыков и умений по ФЗОЖ может обеспечить реализацию здоровьесберегающих технологий.
  2. Развитие профилактических компетенций у студентов соответствует принципам государственной политики в Республике Беларусь.

Литература:

  1. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы : утв. Указом Президента Республики Беларусь от 11 авг. 2011 г., №  357 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 14.09.2012. - 1/13752
  2. Об утверждении Концепции реализации государственной политики формирования здорового образа жизни населения Республики Беларусь на период до 2020 года и отраслевого плана мероприятий по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья населения Республики Беларусь на период до 2015 года: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь, 31 марта 2011 г., № 335
  3. Глушанко, В.С. Историко-инновационная  медико-социальная составляющая учебно-методического и информационного кабинета по формированию здорового образа жизни / В.С. Глушанко, Н.В. Лаппо, А.В.Матюшко // Медицина на рубеже веков: к 100-летию Первой мировой войны [Электронный ресурс]: материалы XIV международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых.- Электрон. дан. и прогр. (3,76 Мб).- М., 2014.- элетрон. опт. диск (СD-ROM) :зв., цв.
  4. Глушанко, В.С., Лаппо, Н.В. Системообразующие критерии образовательных средств формирования здорового образа жизни / В.С. Глушанко, Н.В. Лаппо // Материалы 70-ой научной сессии сотрудников университета, 28 января - 29 января 2015 г.; редакционный совет: профессор В.Я. Бекиш [и др.]. – Витебск, 2015. – С. 305 – 306.
  5. Мороз, Д.В. Предметная олимпиада по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» как способ расширения профессиональных компетенций студентов  / Д.В. Мороз, М.В. Алферова // Материалы 70-ой научной сессии сотрудников университета, 28 января - 29 января 2015 г.; редакционный совет: профессор В.Я. Бекиш [и др.]. – Витебск, 2015. – С. 308 – 309.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники