Изучение социологии здоровья как аспект профессиональной подготовки в медицинском ВУЗе

Королёв М.Г., Горбачёв В.В.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск

Современное общество очень динамично меняется. И сегодня поддержание профессиональной культуры любого специалиста невозможно без постоянного её соотнесения с требованиями и запросами времени. Особенно это касается медицинских работников, которые, наравне с педагогами, находятся на «первой линии фронта», постоянно вступая в непосредственный контакт с населением. Здесь очень важным представляется социально-гуманитарная подготовка будущих специалистов, приобретение ими тех компетенций, которые позволят конструктивно наладить и вести диалог с обывательской медицинской культурой. В этой связи изучение основ социологии здоровья должно способствовать более успешному становлению у студентов высокого уровня профессиональной медицинской культуры, а также помочь им с началом практики преодолевать возникающие трудности.

Появление отрасли социологии, исследующей поведение человека касательно сохранения, воспроизводства и восстановления своего здоровья, относится к концуXIXв. Становление социологии здоровья связано с достижениями не только социологических наук (социология семьи, социальная работа, инвайронментальная социология и др.) и медицинских (социальная гигиена, эпидемиология, организация здравоохранения и др.), но и таких, как психология, семиотика, культурология, антропология, феноменология, экономика и других.Однако наибольшего развития она получила в русле западной социологии. На постсоветском пространстве теоретическое осмысление данного направления активно ведётся только последние десятилетия. Заслуживают внимания работы российских авторов − Е.В. Дмитриевой [1], И.В. Журавлёвой [2] и А.В. Решетникова [3], а среди белорусских – Ю.М. Бубнова[4]. Тем не менее, очевидно, что данное направление требует дальнейшей и более глубокой проработки, исходя из его значимости для понимая процессов, протекающих в современном обществе.

В этой связи представляется важным и своевременным разработка на кафедре социально-гуманитарных наук ВГМУ и внедрения в учебный процесс дисциплины «социология здоровья», а также подготовка и издание пособия [5].

На сегодняшний день социология здоровья представляет собой специализированную дисциплину обязательного модуля «Экономика»,которую студенты изучают в весеннем семестре на 2 курсе. Данная дисциплина помогает будущим медицинским специалистам понять социальные явления и процессы, протекающие в системе здравоохранения, её институтах и в медицине как социальном институте; роль и место системы здравоохранения в жизни общества, а также представления различных слоёв общества о влиянии социально-экономических факторов на состояние общественного здоровья и организацию медицинской помощи с целью выработки дополнительных социально-психологических мер по профилактике, сохранению и укреплению здоровья, работоспособности и продлению жизни граждан. Социология здоровья непосредственно воздействует на процесс формирования активной жизненной позиции студентов, их ценностных ориентаций, особенно, профессиональных.

Целью настоящей дисциплины является знакомство студентов с основными достижениями социологии здоровья, формирование у них навыков использования знания о динамических изменениях в обществе для повышения своего профессионализма как работника сферы здравоохранения.

Способствовать достижению поставленной цели должно решение следующих задач:

  • дать студентам знания теоретических основ социологии здоровья, выделяя её специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;
  • создать у студентов теоретико-методологический фундамент для овладения необходимым минимумом знаний о социальной обусловленности здоровья общества и конкретного человека, о медицине как социальном институте, об особенностях коммуникации в сфере здравоохранения;
  • научить студентов практически применять полученные социологические знания к анализу современных социальных процессов в сфере здравоохранения;
  • способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и имеющих научное представление о методах проведения социологических исследований.

Сегодня исследовательская программа социологии здоровья достаточно широка. Она включает:

  • роль и место системы здравоохранения в жизни общества;
  • медицину как социальный институт, социокультурные аспекты институциональных изменений медицины и здравоохранения;
  • представления различных слоёв общества о влиянии социально-экономических и социокультурных факторов на состояние общественного здоровья и организацию медицинской помощи;
  • социальный статус врача и фармацевта/провизора;
  • процессы социализации в сфере здравоохранения, исследуя с социальных позиций действия пациента и врача, индивидуальное и общественное отношение к здоровью и болезни;
  • сравнительный анализ систем здравоохранения.

Социология здоровья, кроме названных выше наук, тесно сотрудничает с ещё одной молодой отраслью социологии – социологией тела. Вместе они изучают вопросы, связанные с конструированием тела (включая медицинские аспекты этого процесса – пластическую хирургию и т.п.) и воплощением в нём системы социальных отношений.

Таким образом, изучение социологии здоровья предстаёт важным аспектом профессиональной подготовки будущих врачей и провизоров. Она призвана сформировать более осознанное понимание профессии (в том числе касательно ожиданий от её исполнения как общества, так и самого студента-медика), а также вооружить навыками предвиденияи разрешения потенциально конфликтных ситуаций, что позволит молодому специалисту более эффективно применять полученные в университете знания на практике.

Использованные источники:

  1. Дмитриева, Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы / Е.В. Дмитриева. – М.: Центр, 2002.Дмитриева, Е.В. От социологии медицины к социологии здоровья / Е.В. Дмитриева // СоцИс. – 2003. − № 11. – С. 51−57.
  2. Журавлёва, И.В. Отношение к здоровью индивида и общества / И.В. Журавлёва. – М.: Наука, 2006.
  3. Решетников, А.В. Социология медицины / А.В. Решетников. − М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.Решетников, А.В. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины / А.В. Решетников, О.А. Шаповалова. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2008.
  4. Бубнов, Ю.М. Социологические очерки народного здоровья / Ю.М. Бубнов. – Минск: БГУ, 2008.
  5. Королёв, М.Г. Введение в социологию здоровья / М.Г. Королёв; под общ. ред. С.П. Кулика. – Витебск: ВГМУ, 2014.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники