Заочная интернет-конференция «Управление качеством профессиональной подготовки студентов»

в рамках международной конференции «Медицинское образование XXI века», Витебск, 2013 г.

Инновационные технологии в подготовке студентов медицинского вуза.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО» В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Атрощик Т.В., Жерносек А.К.

УО «Витебский государственный медицинский университет»,  г. Витебск, Республика Беларусь

Основными видами учебной деятельности студента во время изучения фармацевтической химии являются:

* работа на лекции (например, составление конспекта на основе раздаточного материала к лекциям) и последующее самостоятельное изучение теоретического материала;

* выполнение экспериментальных работ на лабораторных занятиях;

* решение расчётных задач.

В процессе изучения дисциплины у студента накапливается большое количество документов, отражающих результаты его учебной деятельности: конспект лекций, протоколы лабораторных работ, тетради с решёнными расчётными задачами и др. К сожалению, не все студенты, имеют собственные конспекты лекций, своевременно оформляют протоколы лабораторных работ, во время подготовки к занятиям самостоятельно решают расчётные задачи. В результате у таких студентов возникают проблемы с получением зачёта по лабораторным занятиям и сдачей экзамена по дисциплине. Одним из возможных путей стимулирования студентов к своевременному и аккуратному оформлению всех материалов, отражающих результаты их учебной деятельности, является технология «портфолио».

Технология «портфолио» – это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных результатов обучаемого в определенный период его обучения. В реальной педагогической практике выделяют три основных типа портфолио: портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов. Для студента традиционное портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация его образовательных достижений [1]. Портфолио – нечто большее, чем просто папка студенческих работ; это заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения студента в различных областях [2]. Среди всех преимуществ применения технологии «портфолио» в образовательном процессе следует отметить то, что она дает возможность преподавателю создать дополнительные условия для результативной учебной работы обучающихся за счет активизации самостоятельной работы, повышения ответственности за собственные достижения [3].

Портфолио по фармацевтической химии включает в себя: конспекты лекций (написанные студентом), протоколы лабораторных работ и решенные расчётные задачи. Все данные материалы студенты оформляют по определённой единой форме и «накапливают» в одной папке.

При своевременном написании всех требуемых материалов студенту начисляются баллы. За конспект лекции – 2 балла, за протокол одной лабораторной работы – 2 балла, за каждые 5 задач – 2 балла. Если при проверке в выполненных заданиях обнаруживаются незначительные ошибки, неточности, задания выполнены неаккуратно, то баллы уменьшаются до 1. Баллы начисляются только в том случае, если материал выполнен к соответствующему занятию. При предоставлении преподавателю материала на следующем занятии и позже баллы не будут начислены, но для зачёта портфолио в целом должны быть выполнены все задания. В конце учебного года баллы, полученные студентом при составлении портфолио, пересчитываются в баллы рейтинга по дисциплине. Максимально за счёт составления портфолио студент может увеличить свой итоговый рейтинг на 10%.
Возможность использования технологии «портфолио» в образовательном процессе изучена на кафедре фармацевтической химии ВГМУ в весеннем семестре 2012/2013 учебного года. О своём желании составлять портфолио заявили более 50 студентов 4 курса, причём желающие нашлись не только среди отлично успевающих студентов, но и среди студентов со средним и даже низким рейтингом. Установлено значительное мотивирующее влияние данной педагогической технологии. Студенты, составляющие портфолио, более активно работают на лекциях, выполняют все домашние задания, вовремя представляют на подпись преподавателю протоколы лабораторных работ. В 2013/2014 учебном году составление портфолио по фармацевтической химии планируется сделать обязательным для всех студентов 4 курса.

Использованные источники:

1. Хузина, С.А. Технология «портфолио» как основа рейтинга научных достижений преподавателей и студентов вуза / С.А. Хузина // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2010. – № 11 (69). – С. 98–103.
2. Бакун, Т.В. Технология «портфолио» в развитии компетенций оценки и самооценки деятельности студента / Т.В. Бакун // Инновационное образование и экономика. – 2010. – № 6 (17). – C. 40 – 44.
3. Лыгина, Н.И. Портфолио как технология развития компетентности основных участников образовательного процесса / Н.И. Лыгина, О.В. Макаренко, Б.С. Резников // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 6. – С. 74–80.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники