Заочная интернет-конференция «Управление качеством профессиональной подготовки студентов»

в рамках международной конференции «Медицинское образование XXI века», Витебск, 2013 г.

Инновационные технологии в подготовке студентов медицинского вуза

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Шульга Г.А.

УО «Витебский медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь

Современный образовательный процесс на всех своих этапах требует поиска новых, более эффективных методов и приемов, направленных на развитие способностей обучающихся. Необходимо, чтобы наши слушатели были активными участниками этого процесса, а преподаватель, уйдя от роли информатора, стал организатором познавательной деятельности. Это тем более важно, что обучение химии – процесс длительный и довольно сложный. Обучающийся должен усвоить сотни новых терминов, понятий, законов и научиться свободно оперировать ими. Слушатели, решившие продолжить подготовку к поступлению в вуз на факультете профориентации и довузовской подготовки, как правило, имеют довольно серьезную мотивацию и определенный багаж школьных знаний, которые необходимо обобщить, систематизировать, дополнить новой нужной информацией. Наша задача стимулировать познавательный интерес слушателей, способствовать эффективности обучения и самообучения, повышению качества знаний.

Для решения поставленных задач используется личностно-ориентированный подход и система современных образовательных технологий.

Любая педагогическая технология должна решать образовательные и воспитательные задачи, обеспечивать благоприятные условия для  всестороннего развития обучающихся, но практика показывает, что использование только одной из них не всегда является целесообразным, так как не решает весь комплекс задач.

Так, модульная технология ограничивает возможности активного общения слушателей и преподавателя, здоровьесберегающие технологии предусматривают перенос большей части учебной нагрузки на занятия при сокращении до минимума домашних заданий, в то время как для будущих студентов очень важно обладать навыками самостоятельной работы.

Выйти из подобной ситуации можно, объединив элементы различных технологий в динамичную систему, открытую для обмена составными частями в соответствии с целями и задачами конкретного занятия.

Интегрированный подход к использованию образовательных технологий дает преподавателю возможности:

- реализовывать ведущие идеи применяемых в рамках занятия технологий;
- эффективно сочетать предметно-ориентированные и личностно ориентированные технологии;
- осуществлять подбор оптимального сочетания видов деятельности слушателей, самостоятельной и коллективной работы;
- эффективно организовывать процесс усвоения материала в группах с разным уровнем интеллектуального развития слушателей, то есть осуществлять обучение каждого на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе;
- чередовать различные виды деятельности на занятии с целью предупреждения утомления.

Наибольшее применение интегрированный подход находит при использовании технологий активного и проблемного обучения, уровневой дифференциации, адаптивной системы обучения. При таком подходе построения занятия основными принципами являются:

- принцип доступности материала для слушателей;
- принцип оптимального сочетания подобранных элементов позволяет избежать «нагромождения» приемов и методов, затрудняющих овладение знаниями и умениями по теме;
- принцип открытости предполагает возможность применения элементов самых разных педагогических технологий, подбор которых согласуется с целями и задачами конкретного занятия;
- принцип динамичности означает лабильность составных частей занятия, отсутствие стереотипов в построении; 
- принцип психологической комфортности процесса обучения.

Учет данных принципов во многом способствует осуществлению развивающей цели занятия, что, во-первых, предполагает формирование умений не только находить главное в изучаемом материале, но и осмысленно подходить к предполагаемой форме работы на каждом этапе; во-вторых, требует умения применять навыки в новой ситуации, устанавливать причинно-следственные связи; в-третьих, способствует развитию ассоциативного, абстрактного и исследовательского мышления.

В самом начале курса слушатели посещают лекции по основным темам общей химии. Записи на лекции предлагается вести таким образом, чтобы в дальнейшем была возможность дополнить конспект, используя материалы учебника и дополнительной литературы. Все лекции сопровождаются мультимедийными презентациями.

Далее вся учебная деятельность направлена на достижение учебных целей. Очень часто эта работа проводится в рамках решения какой либо проблемы. Например, известно, что алмаз, графит и карбин являются аллотропными модификациями углерода, т.е. состоят из одних и тех же атомов; как же объяснить тот факт, что алмаз – самое твердое вещество на нашей планете, графит настолько мягок, что оставляет след на бумаге, а карбин может служить материалом для изготовления искусственных кровеносных сосудов? Поиск ответов на эти вопросы приводит учащихся  к восприятию знаний о том, что такое аллотропия и  как свойства  веществ зависят от их строения.

Чаще всего в группах занимаются слушатели с различным уровнем подготовки. Чтобы организовать работу в таких группах используется адаптивная система обучения (АСО). Структура занятий по такой системе позволяет увеличить время самостоятельной работы слушателей. Учение становится активной самостоятельной деятельностью. Преподаватель управляет самостоятельной работой слушателей, осуществляет контроль и работает индивидуально с теми слушателями, которым необходима помощь.

В условиях АСО обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, умению добывать знания, обобщать, делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Такая технология позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы за счет проблемности и обобщенности изложения.

На кафедре химии ФПДП ведется планомерная работа по повышению эффективности процесса обучения, внедрению современных инновационных форм и методов обучения, обеспечивающих формирование у слушателей системы прочных знаний. Но современный молодой человек должен не просто обладать такой системой знаний, он еще должен ее умело использовать, важен не объем информации, а умение получать ее, адаптировать и моделировать.

Интеграция образовательных технологий в процессе обучения химии дает возможность решать такие задачи.

Использованные источники:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии/Г.К.Селевко. М., 1998 г. – 256с.
2. Муравлева О.И. Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителя химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.festival.1september.ru
3. Червонная О.С. Интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.festival.1september.ru.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники