Заочная интернет-конференция «Управление качеством профессиональной подготовки студентов»

в рамках международной конференции «Медицинское образование XXI века», Витебск, 2013 г.

Инновационные технологии в подготовке студентов медицинского вуза

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО МЕДИЦИНСКОЙ БИОЛОГИИ И ОБЩЕЙ ГЕНЕТИКИ 

Бекиш В.Я., Зорина В.В., Беспалов А.А. 

УО «Витебский государственный медицинский университет», г.Витебск, Республика Беларусь

За последние пятнадцать лет сотрудниками кафедры подготовлена практически вся учебная и учебно-методическая литература по медицинской биологии и общей генетике для студентов лечебного факультета. Большинство учебников и учебных пособий получили гриф Министерства образования Республики Беларусь.  Все учебники и учебные пособия были изданы тиражами, достаточными для каждого студента.

Увеличение набора на первые курсы медицинских вузов определяет необходимость обеспечения студентов в полном объеме литературой, материалами для подготовки к лабораторным занятиям. Однако большинство учебников, учебных, учебно-методических пособий были изданы 8-10 лет назад тиражами, необходимыми для набора меньшего количества студентов, кроме того, часть учебников и учебных пособий были утеряны студентами, а также пришли в негодность из-за неаккуратного отношения к ним. Кроме того, часть учебно-методической литературы для студентов, цветные фотографии не могли быть включены в учебники и учебные пособия в полном объеме. Поэтому студенты первокурсники сталкиваются с проблемой недостатка литературы для обучения на кафедрах медико-биологического профиля. Некоторые студенты пытаются решить эту проблему, самостоятельно оцифровывая учебники, учебные пособия, фотографируя протоколы лабораторных работ, микропрепараты, с последующим бесплатным распространением этих материалов среди однокурсников. В большинстве случаев, эти электронные материалы содержат грубые ошибки, что ухудшает подготовку студентов. Одним из выходов из этой ситуации является создание электронных учебников, пособий, электронных учебно-методических комплексов в различных операционных оболочках с последующим их размещением в интернете и электронных библиотеках университета. Не всегда эти электронные ресурсы можно переписать студенту и распечатать, не все студенты первых курсов способны готовиться к занятиям, экзамену, глядя в монитор компьютера, многие студенты имеют различные проблемы со зрением. Альтернативным решением проблемы недостатка литературы и учебно-методического материала для подготовки к занятиям и экзамену может быть создание электронных учебно-методических комплексов, содержащих в пределах одного CD или DVD-диска практически все учебники, пособия, программы, микрофотографии препаратов и другие материалы, необходимые студенту. Наличие собственного диска у студента позволят ему самостоятельно решать, изучать информацию на своем компьютере или допечатать те учебники, пособия, которых у него не хватает. 

В связи с вышеперечисленными причинами, сотрудниками кафедры медицинской биологии и общей генетики в 2011-2012 гг. в рамках выполнения темы НИР по высшей школе «Инновационные технологий при создании учебно-методических экспозиций по медицинской биологии и общей генетике», был создан электронный учебно-методический комплекс по медицинской биологии и общей генетике для студентов лечебного факультета на DVD-диске, объемом 1,26 Гб, содержащий в Pdf-формате учебники, учебные, учебно-методических пособия, типовые, учебные программы для студентов лечебного факультета, оцифрованные изображения всех микропрепаратов, изучаемых студентами, а также фотографии архива кафедры (Бекиш В.Я. и соавт., 2012). Электронный УМК для студентов лечебного факультета успешно распространяется среди студентов через киоск университета. В 2012-2013 учебном году практически каждый третий студент лечебного факультета приобрел собственный диск. Популярность электронного УМК у студентов связана с возможностью без выхода в интернет готовиться к занятиям, экзамену, просматривать микрофотографии, а также самостоятельно распечатать целиком или частично недостающие учебники и учебные пособия.

Материально-техническое оснащение кафедр медико-биологического профиля в начале 21 века, в основном, состоит из учебно-методических экспозиций, таблиц, наглядного оборудования и др., которые были созданы во время существования СССР. Внешний вид кафедр, их материально-техническое оснащение морально устарело и не соответствует новым инновационным принципам преподавания медико-биологических дисциплин. Коридоры и лабораторные практикумы кафедр либо не оснащены никакими учебно-методическими стендами, либо содержат экспозиции, созданные усилиями студентов и сотрудников кафедр 30 и более лет назад. Такая ситуация на кафедрах не удовлетворяет требованиям руководства университетов и Минздрава республики.  В последнее время, различные коммерческие структуры, «копи-центры» предлагают университетам различные услуги по созданию стендов, отражающих историю, научную, воспитательную работу кафедр и др. Но эти услуги дорогостоящие и не всегда оправданы, так как стенды для медико-биологических кафедр университета создаются людьми, не имеющими достаточного иллюстративного материала и образования для работы над ними.

В 2011-2013 годах, сотрудниками кафедры был произведен сбор электронных материалов для создания учебно-методических экспозиций по медицинской биологии и общей генетике по средствам различных поисковых систем, а также анализа собственных материалов. Были разработаны методические подходы и единая система для создания учебно-методических экспозиций. При использовании программы Adobe Photoshop, созданы 68 учебно-методических экспозиций с размером каждой в 100 х 50 см, которые были распечатаны на плоттере в УМИЦ УО ВГМУ, в том числе:

– 6 экспозиций по роли биологии в системе медицинского образования, истории кафедры, организации учебного процесса, научной работы, студенческого научного кружка и коллектива кафедры;

– 8 экспозиций по этапам возникновения жизни на Земле, великой спирали жизни, диалектико - материалистическом решении вопроса о происхождении жизни, палеонтологической летописи животного мира, гипотезам самозарождения и панспермии;

– 27 экспозиций по классификации паразитов, систематике, эпидемиологической классификации, морфологии, эпидемиологической цепи, циклу развития, патогенезу и осложнениям заболеваний, вызванных возбудителями наиболее распространенных паразитозов в мире;  

– 15 экспозиций по классификации наследственных болезней человека, характеристике генных и хромосомных болезней;

– 12 экспозиций по ядовитым грибам и растениям, произрастающим на территории Республики Беларусь.

Во время нахождения студентов на кафедре, учебно-методические экспозиции пользуются у них популярностью, позволяют систематизировать знания перед лабораторным занятием, сдачей итоговых модульных занятий, практических навыков и экзамена. Студенты постоянно фотографируют стенды, чтобы использовать расположенную на них информацию вне территории кафедры.   

Таким образом, применение цифровых технологий для студентов первого курса лечебного факультета способствует повышению эффективности восприятия учебного материала студентами, а также делает весь учебно-методический материал по медицинской биологии и общей генетике более доступным для обучающихся. Создание электронного УМК для студентов лечебного факультета в 2012-2013 учебном году впервые, за последние пять лет, позволило ликвидировать проблему нехватки учебной литературы у студентов 1 курса. Применение цифровых технологий для разработки учебно-методических экспозиций по медицинской биологии и общей генетике способствует повышению эффективности восприятия учебного материала студентами лечебного факультета, а также позволяет при использовании возможностей университета, без привлечения коммерческих структур, оформить современные цветные экспозиции коридора и практикумов кафедры.

     

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники