Презентация как способ оптимизации обучения на лекционном занятии

А.Л. Церковский, О.И. Гапова, О.А. Касьян, И.И. Возмитель,

С.А. Петрович

Витебский государственный медицинский университет, Витебск

Современные требования к результатам освоения образовательных программ обусловливают совершенствование содержания, разработку новых методик и технологий образовательной деятельности и форм контроля за ее осуществлением.

Путем кардинальных изменений всех компонентов национальной образовательной системы РБ осуществляется внедрение в педагогическую практику компетентностного подхода. При реализации его реализации приобретают особую значимость инновационные образовательные технологии.

Учебную деятельность в вузе можно условно подразделить на три базовые группы: традиционную (лекционно-семинарскую), квазипрофессиональную (представляющую собой трансформацию содержания и форм учебной деятельности в адекватные и предельно обобщенные содержание и формы профессиональной деятельности) и учебно-профессиональную (методы которой наиболее приближенны к условиям реальной практики).

По признаку воссоздания (имитации) контекста профессиональ¬ной деятельности, ее модельного представления все технологии активного обучения делят на неимитационные и имитационные.

Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организационной процедуры ведения занятия, применения технических средств, обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и слушателей.

Неимитационные методы и технологии находят свое применение при проведении проблемных лекций, лекций-визуализаций, лекций вдвоем, лекций с заранее запланированными ошибками, лекций-пресс-конференций, лекций-бесед, лекций-дискуссий, лекций с разбором конкретных ситуаций, лекций с применением техники обратной связи, лекций-консультаций.

В лекционном курсе «Основы семейного воспитания» мы используем элементы проблемных лекций, лекций-визуализаций и лекций-бесед.

С целью оптимизации усвоения студентами теоретических знаний была проведена определенная работа с формой, структурой и содержанием презентации. Так, в первой же лекции курса «Введение в курс «Основы семейного воспитания» в качестве введения использовались высказывания Януша Корчака («Детей нет, есть люди») и Александра Герцена («Семья начинается с детей»), а в заключение – Оскара Уайльда («Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их хорошими»). Таким образом, лекция приобретает четкую структуру (введение, основная часть, заключение).

Учитывая продолжительность лекционного занятия (60 минут), целесообразно использовать только элементы различных форм лекций. Так, постановка проблемного вопроса на отдельном слайде должна предшествовать наиболее важному вопросу темы («фокус лекции»). На лекции «Психология супружеских отношений» перед основным вопросом «Адаптация супругов в семье» на отдельном слайде перед аудиторией ставится вопрос: «Какая форма адаптации супругов, с вашей точки зрения, является наиболее важной: материально-бытовая, нравственно-психологическая или интимно-личностная?».

Таким образом, постановка проблемного вопроса (элемент проблемной лекции), направленная на развитие теоретического мышления, позволяет провести пятиминутную беседу (элемент лекции-беседы). Беседа способствует поддержанию познавательного интереса к содержанию лекции. Если при этом рассматривать супружеские отношения как вариант межличностных, в основе которых должно доминировать взаимное уважение, доверие и согласие, то такое рассмотрение вопроса обеспечивает формирование профессиональной мотивации будущего провизора, так как эти особенности отношений должны присутствовать и при установлении взаимоотношений между провизором и клиентом (посетителем аптеки).

Для обучения студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения, нами используются различные по содержанию типы фотографий и рисунков как элементов лекции–визуализации.

Так, при рассмотрении вопроса «Типы супружеских отношений в браке», мы используем фотографию-символ «креативные дизайнерские супружеские кольца «гайка и болт». На слайде «Профили брака» в качестве иллюстрации «отстраненного брака» используется фотография-метафора «плывущее кресло с разорванным сиденьем».

Практически все слайды тематических презентаций сопровождаются фотографиями-иллюстрациями, расширяющими письменное и устное сопровождение и способствующие формированию умения преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму.

Таким образом, использование ряда неимитационных методов и технологий в лекционных занятиях позволяют оптимизировать процесс обучения студентов и способствуют формированию необходимых профессиональных компетенций будущих провизоров.

Использованные источники:

1. Кудрявая, Н.В. врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. – 2-е изд., испр. и доп. / Н.В. Кудрявая Е.М. Уколова, А.С. Молчанов и др. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. – 336 с.
2. Петрова, О.А., Лекция в медицинском вузе: традиции и новации / О.А. Петрова, А.Л. Церковский, О.И. Гапова // Материалы международной конференции «Медицинское образование XXI века». – Витебск: ВГМУ, 2004. – С.593–594.
3. Церковский, А.Л. Креативный компонент инновационной деятельности педагога / А.Л. Церковский // Инновационные подходы к организации педагогического процесса в медицинском вузе / Сборник материалов республиканского научно–практического семинара. – Витебск: ВГМУ, 2008. – С. 209–212.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники