Преподавание внутренних болезней студентам 4 курса лечебного факультета на основе компетентного подхода

Козловский В.И., Бабенкова Л.В.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»

Цель современного профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе. Обеспечить такое образование помогает компетентностный подход к обучению.

Методы оценки знаний и навыков студентов 4 курса лечебного курса по внутренним болезням проводятся по компетенциям, согласно преобразованиям, произошедшим за последние годы в Республике Беларусь в медицинском и фармацевтическом образовании.

Когнитивные компетенции
У студента на кафедре формируются знания по:

  • этиологии и патогенезу распространенных кардиологических, гастроэнтерологических, гематологических, пульмонологических и нефрологических заболеваний;
  • классификации, клинической картине, течению, осложнениям и прогнозу распространенных кардиологических, гастроэнтерологических, гематологических, пульмонологических и нефрологических заболеваний;
  • современным методам клинико-лабораторных и инструментальных исследований;
  • современным принципам лечения распространенных кардиологических, гастроэнтерологических, гематологических, пульмонологических и нефрологических заболеваний.

Данная компетенция фиксируется в учебном журнале ежедневно в виде одного интегрированного балла, причем этот балл складывается из нескольких:

  • оценка исходного уровня знаний по тестовым заданиям в письменном виде, с последующей оценкой ответов, которые коррегируются;
  • обсуждение темы занятия (устный опрос);
  • освоение практических навыков – курация тематических пациентов (сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни, физикальные данные, обоснование клинического диагноза, основные принципы лечения);
  • участия в обходах;
  • разбора тематических пациентов.

Операциональные компетенции
У студентов 4 курса лечебного факультета на кафедре факультетской терапии в процессе изучения базовых вопросов внутренних болезней формируются следующие практические навыки:

  • правильно собрать жалобы и анамнез у пациента;
  • применить объективные методы обследования при заболеваниях определенной системы органов;
  • выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования и интерпретировать полученные данные при заболеваниях определенной системы органов;
  • составить план лечения и реабилитации пациента при заболеваниях определенной системы органов;

Данная компетенция отрабатывается ежедневно при физикальном осмотре пациента, а оценивается и фиксируется в учебном журнале во время зачета в виде одного балла за один практический навык.

Аксиологические компетенции
У студентов 4 курса лечебного факультета на кафедре факультетской терапии формируются коммуникативные навыки:

  • правильно познакомиться с пациентом;
  • собрать анамнез у пациента;
  • установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;
  • умение работать в команде.

У студентов также формируются правовые компетенции путем изучения:

  • основных приказов Министерства здравоохранения Республики Беларусь;
  • основных положений организации службы гастроэнтерологии, пульмонологии, гематологии, кардиологии и др., а также здравоохранения в целом.

Благодаря компетентному подходу к обучению на кафедре развивается студенческое самосовершенствование и самообразование.

Индивидуальные образовательные достижения студента оцениваются на каждом занятии следующими видами деятельности: курация пациента, решение ситуационных задач, составление алгоритмов диагностики и схем лечения, презентация, написание реферата, отчет о дежурстве в клинике.

Выводы
Оценка знаний студентов 4 курса лечебного факультета по внутренним болезням с помощью компетенций позволяет определить всестороннее развитие и образованность студента.
Оценка знаний студентов с помощью компетенций позволяет дифференцированно подходить к обучению каждого студента.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники