Инновационный подход к организации внеаудиторной деятельности по латинскому языку в вузе медицинского профиля

Устинина Г. Ф.

Казанский государственный университет культуры и искусств
г.Казань, Россия.

Латинский язык изучают студенты на всех специальностях медицинского профиля. Этот предмет решает две задачи: первую – узкоспециальную, обязательную для каждого; вторую – социально-гуманитарную.[1] Введение нового образовательного стандарта поставило перед нами ещё одну задачу – воспитательную, которая должна решить сложную проблему – развитие творческой индивидуальности.

Главной, на наш взгляд, задачей в современном образовательном процессе медицинского вуза является развитие социальной толерантности студента, формирование такой личности будущего врача, когда специалист здравоохранения, включившийся в активную профессиональную деятельность, будет способен действовать в различных профессиональных ситуациях, проявляя себя как высоконравственная личность со сформированными духовно-нравственными и жизненными позициями. Ключевой фигурой в учебно-образовательном процессе является опытный преподаватель, умеющий управлять индивидуально-дифференцированной работой со студентами.[3]

Перед каждым преподавателем встаёт задача – раскрыть индивидуальный потенциал каждого студента, помочь правильно определить свой путь в достижении поставленной цели.

Не случайно, что большинство предметов социально-гуманитарного цикла изучается на начальных курсах. Ключевым элементом инновационной педагогической деятельности является психологическая перестройка, изменение сложившихся ранее психологических особенностей человека и его деятельности в связи с необходимостью применения её в соответствие с новыми требованиями, т.е. профессиональная подготовка будущего специалиста.

Индивидуально-дифференцированная работа со студентами в недостаточной степени разрешима в условиях обычного занятия.

Программа предусматривает возможности реализации данной задачи. С этой целью вводятся элективные курсы, которые предлагаются студентам на выбор. Студент-первокурсник на первом этапе обучения не всегда способен самостоятельно выбрать тот или иной предмет. Большинство студентов ещё слабо ориентируются и не до конца понимают, какой предмет станет наиболее подходящим для будущей деятельности.

По этой причине мы проводим большую внеаудиторную работу со студентами по латинскому языку.

Латинский язык – это не просто гуманитарный предмет, он оказывает на студента не только обучающее, образовательное, развивающее, но и воспитательное воздействие.

В цивилизованном мире латынь – это бренд не только врачей, это язык филологов, историков, юристов, врачей, дипломатов и образованных людей. Латынь успела оказать сильнейшее влияние практически на все сферы жизни, и именно в них она продолжает жить вместе с нами. Поэтому основной целью стало приобщение к неоправданно забытой культуре.

Так, в вузе медицинского профиля можно провести внеаудиторную работу со студентами по латинскому языку в кружке латинского языка. Именно здесь активизируется научно-исследовательская работа. Главная цель – формирование интереса к самостоятельной познавательной работе. Кружок латинского языка имеет возможность посещать каждый студент, поэтому каждый имеет возможность включиться во внеаудиторный процесс. Основные темы, которые привлекаются к изучению, связаны с античностью – с ее абсолютной красотой, простыми примерами мудрости, благородства, силы воли и разума, задают невероятную по высоте интеллектуальную планку.На каждом занятии есть лингвистический раздел –в этой части занятия даётся грамматический материал по латинскому языку, не вошедший в программу основного курса (в частности, некоторые синтаксические темы, помогающие более глубоко освоить афоризмы). Особой популярностью пользуются занятия по древнегреческому языку, который занимает не менее весомое место не только в медицинской терминологии, но и общемировой культуре.

Культурологический раздел включает изучение античной культуры и культуры эпохи Средневековья и Возрождения. Основные тематические блоки – «Латинский язык вокруг нас»; «Римский календарь»; «Брак и семья», «Муж и жена», «Свадьба и развод», «Дети и родители»; «Надписи на монетах»; «Элементы греческого языка в медицинской терминологии»; «Римский дом» и др. На занятиях студенты приобретают основы мифологической грамотности, которые помогают более глубоко понять основы цивилизации и мировосприятие.

Проявление креативности студента, активное участие в работе создаёт положительное отношение студента к себе и своей деятельности, придаёт уверенность его познавательной деятельности. Студентам предоставляется возможность продемонстрировать свои языковые возможности в исследовательской работе. Для всех участников праздника проводится викторина по этимологии и истории медицинских терминов. Студенты с ярко выраженными творческими способностями пробуют себя в других конкурсах. Наибольшей популярностью пользуется конкурс художников. На стенах кафедры можно разместить многочисленные яркие и оригинальные плакаты. Студенты не просто читают, но и осмысливают различные высказывания на латинском языке. Каждый участвующий может не только познакомить всех с понравившимся ему крылатым изречением или афоризмом на латинском языке, но и удивить всех оригинальным воплощением в виде иллюстрации или поделки. Весьма привлекательным для студентов представляется конкурс стихотворных переводов на русский язык известного студенческого гимна «Gaudeamus». В качестве заключительного аккорда может выступить Гала-концерт, на котором награждаются победители проводимых конкурсов и представляются наиболее яркие номера. Участники подобных мероприятий убеждаются в том, что изучение латинского языка может быть интересным и захватывающим процессом.

Внеаудиторная работа по латинскому языку решает следующие задачи: развивает интерес, углубляет знания и совершенствует умения и навыки по латинскому языку; повышает качество учебной аудиторной и самостоятельной работы студентов; формирует более высокий уровень практического владения медицинской терминологией; прививает навыки личностных отношений; способствует расширению словарного запаса студентов, способствует более глубокому пониманию терминов, развивает культуру речи; формирует профессиональную компетентность;

- способствует более рациональной организации свободного времени студентов.[2]

В заключение хотелось бы еще раз отметить важность проведения внеаудиторных мероприятий при обучении латинскому языку, особенно способствующих формированию профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста, помогающих преодолеть языковой барьер, почувствовать уверенность в своих силах и продолжить продуктивные занятия латинским языком.

Использованные источники:

1. Аверина Е. Д. Иностранный за 200 часов. Система работы для самообучения - СПб., 2012 . – C. 129
2. Кацман Н. Л. Методика преподавания латинского языка. М., 2003. -C.250
3. Цисык, А.З. Латинский язык: учеб. для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. мед. образования / А.З.Цисык. 2-е
изд., испр. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – C.448

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники