Профессиональная направленность в системе высшего медицинского образования

Комушенко А.В., Харкевич Н.Г., Рундо А.И.

УО «Витебский государственный Ордена дружбы народов медицинский университет», г. Витебск

Выбор профессии – это процесс состоящий из ряда этапов. Первое необходимое условие для формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения студента к профессии. Профессиональная направленность подготовки в вузе начинается с работы в среде абитуриентов. Цель работы - это достижение соответствия между абитуриентом, его возможностями и профессиональными требованиями, предъявляемыми к врачу. Самое главное – осознанный выбор профессии, тогда он (студент) будет адекватно воспринимать последующие профессиональные требования.

На начальном этапе обучения (1-2 курс) ведущей является учебно-познавательная деятельность (овладение теоритическими знаниями). Дальнейшая учёба побуждает студента к активности в профессионально-трудовом направлении. На 3 курсе начинается учебно-профессиональная деятельность и начально-профессиональная, когда целенаправленно формируются мотивы, адекватные будущей профессиональной деятельности [1]. Формированию этой направленности способствует изучение общепрофессиональных и клинических дисциплин, а также включение студентов в учебно-профессиональную деятельность, прохождение производственных практик на клинических базах, вовлечение в научно-исследовательскую работу, расширение знаний студентов о содержании и формах будущей профессии.

Открытие профессии для студентов-медиков начинается с момента их активного включения в реальную деятельность, реализации их собственных пристрастий в медицине. Мы предполагаем, что включение в производственную практику студентов на 4 и 5 курсах в качестве помощника врача в стационаре и в поликлинике изменяет его социальную ситуацию профессионального развития. Уже в реальных условиях деятельности он проверяет свои личные профессиональные планы, представления о будущей профессии, происходит дальнейшее уточнение жизненных целей своей профессии (карьеры). Теперь студент должен выявить в содержании своей профессии такие стороны, свойства и характеристики, которые могли бы удовлетворять его желания, потребности, соответствующие его интересам, установкам, мировоззрениям.

Овладение изучаемым предметом приобретает для студента смысл, выражающийся в переживании значимости содержания учебного предмета, выполняемых действий (практических навыков, умений), а переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации студента и формирования профессиональной компетентности.

Особая роль отводится обучению оказания врачебной помощи в любой жизненной ситуации, популяризации здорового образа жизни и готовности оказать помощь окружающим людям. Преподаватели должны ставить перед собой цель воспитания внимательного и доброжелательного отношения к людям. Практические занятия должны способствовать воспитанию отзывчивости, искренности, формированию активной жизненной позиции [2].

Основной задачей медицинского вуза является подготовка работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, хорошо владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по своей специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту. Исходя из этого, задачей преподавания в медицинском вузе является совершенствование системы образования и повышение качества подготовки специалистов на всех этапах додипломного и постдипломного обучения. Одним из основных видов формирования активности студентов является их самостоятельная работа. Мы считаем, что она должна быть одним из важнейших элементов обучения в вузе. Преподаватель должен организовать и направлять познавательную деятельность студентов. Эффективность её зависит от собственных усилий обучаемых. Весь процесс обучения в вузе – специально организованная самостоятельная работа студентов.

Производственная практика позволяет получить студентам опыт и навыки для дальнейшей их работы. Воспитательный процесс в вузе должен рассматриваться как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовности студентов, на оказание им помощи в жизни, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Самостоятельная познавательная активность студентов позволяет постоянно стремиться к знаниям, приобретать опыт учебной деятельности, умение добиваться знаний и апробировать их на практике, получение новой информации как индивидуальное открытие. На основе глубоких знаний обеспечивается эффективность их будущей профессиональной деятельности.

В организацию и проведение самостоятельной работы студентов необходимо внедрять инновационные методы обучения. Надо создать банки компьютерных тестов (тематических, контролирующих, дисциплинарных), подготовить мультимедийные программы, создать учебные фильмы. Это позволит качественно изменить содержание обучения, стимулировать и активизировать познавательную активность студентов.

Мы считаем, что традиционные для медицинского вуза методы обучения, такие, как ночные дежурства в клинике, курация больных, являются, по-прежнему, важнейшими и уникальными. Рост и формирование специалиста исходят из базиса его знаний, умений и навыков.

Таким образом, формирование познавательной активности студентов можно рассматривать как постоянное повышение квалификации и вхождение в систему непрерывного образования. У обучающихся формируется умственная деятельность, высокая степень самостоятельности в получении и применении знаний, организационные навыки, творческая познавательность процесса. Обеспечивается прочная связь с практической деятельностью.

Профессиональное становление врача инициируется изменениями социальной ситуации. На каждом этапе обучения в вузе организационный характер деятельности учения имеет свои особенности. На начальном этапе преобладает учебно-академическая деятельность, затем ведущей становится учебно-профессиональная деятельность (в учёбе).

Использованные источники:

  1. Глушко А.Н. Психолого-эргономические основы и средства профессионализации студентов медицинских вузов: Автореф. дисс...докт. психол. наук. – М., 2006. 44с.
  2. Борзова Е.Ю., Панченко Г.Д. Актуализация творческой и лидерской одарённости студентов медицинских вузов (Методические указания для преподавателей и студентов), Харьков, 2000. – С. 24

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники