Контроль знаний студентов как важная составляющая системы подходов к программно-целевому управлению качеством подготовки студентов по дисциплине «стоматологии детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний»

Лиора А.К., Жаркова О.А., Колечкина Н.И.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь

В процессе обучения студенты должны овладевать глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками, которые можно получить только в результате систематического и глубокого изучения материала на протяжении всего периода обучения. Систематический оперативный контроль за успеваемостью студентов, за качеством усвоения материала, изученного на практических занятиях, за ходом зачетных и экзаменационных сессий, является важным элементом системы научной организации учебно-воспитательного процесса. Контроль знаний является действенным механизмом управления процессом обучения, а также средством оценки эффективности внедряемых прогрессивных систем и технологий обучения, этим и определяется актуальность рассматриваемого вопроса.

Контроль знаний студентов в процессе зачетных и экзаменационных сессий призван оценить результаты проведенной работы, и не может оперативно влиять на ход и эффективность учебного процесса, поскольку обучение студентов по экзаменуемым предметам к этому моменту уже завершено.

Для этого необходимо осуществлять контроль знаний студентов на каждом занятии и по каждой пройденной теме. Этой цели призвана служить система оперативного контроля знаний студентов на протяжении всего учебного процесса.

Одним из важнейших средств оперативного контроля, входящим в систему программно-целевого управления качеством подготовки специалистов, и нашедшим широкое применение по дисциплине «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний» на кафедре «Стоматология детского возраста и ЧЛХ» УО «Витебский государственный медицинский университет» является тестовый способ контроля.

Тест представляет собой задание, составленное в пределах учебной программы, отвечающее основным целям обучения и требующее для выполнения определенной степени овладения материалом, благодаря которому можно определить степень усвоения знаний и освоения практических навыков.

Тест имеет ряд преимуществ наряду с таким традиционным методом контроля как опрос. В первую очередь, это существенное сокращение временных затрат и охват всей аудитории, однако это не единственное преимущество. При проведении тестирования исчезает субъективность, которая допускается преподавателями при оценке знаний учащихся в процессе осуществления других способов контроля знаний студентов. При проведении тестирования эта составляющая устраняется тем, что результат выполненного тестового задания измеряется путем его сопоставления с эталонным образцом, который постоянен и остается неизменным в любом случае. Это и является главным условием при составлении тестов, необходимость наличия эталонного образца, содержащего правильные ответы на предлагаемые задания.

Следует отметить, что использование тестов, как способа оперативного контроля, способно привести к успеху только в том случае, если в процессе составления тщательно продумывались и подбирались тестовые задания.

При составлении программы оперативного контроля также следует учитывать, что процесс усвоения знаний студентами проходит в своем развитии IVпоследовательных уровня. При этом любой последующий уровень усвоения не может быть достигнут, не пройдя предшествующий.

На I уровне обучаемый приобретает знания-знакомства, когда он способен узнавать явление в ряду ему подобных. Основное отличие данного уровня состоит в том, что для своей реализации не требует обязательной опоры на конкретное явление, информация о котором ему была представлена в процессе обучения.

II уровню усвоения соответствуют такие знания, когда обучаемый может воспроизводить учебную информацию по памяти. Он воспроизводит учебный материал без опоры на явление, не видя его перед собой, а вызывая его в своем воображении. Владея учебной информацией на этом уровне, обучаемый приобретает способность произвольно обсуждать определенный круг вопросов.

На III уровне усвоения обучаемый приобретает способность решать типичные стереотипные задачи, используя усвоенные им в процессе обучения способы их решения. Он хорошо ориентируется, каким из готовых методов решения следует воспользоваться в той или иной разновидности типичных ситуаций.

На IV уровне усвоения, обозначенном как уровень трансформации, обучаемый способен творчески использовать полученные знания, проявляя активное владение материалом, он может принимать решения в новых, нетипичных ситуациях, самостоятельно создавая оригинальные способы и подходы к решению.[1,2]

С помощью тестов, сформированных с учетом вышеупомянутых уровней и направленных на выявление уровней усвоения, можно на достаточно объективной основе определять ход процесса обучения, а также его успешность, и как следствие, на основании полученных результатов осуществлять корректировку учебного процесса.
Применение тестового контроля, как составляющей части системы оперативного контроля за успеваемостью студентов, позволяет совершенствовать учебный процесс в ходе обучения от занятия к занятию, делая уклон на менее освоенный студентами учебный материал, уделяя время трудным к восприятию вопросам, позволяя подготавливать высокопрофессиональные кадры, обладающие глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками.

Использованные источники:

  1. Орлов Ю.М., Козловская З.П. «Методические указания к составлению экзаменационных тестов по фундаментальным дисциплинам в медицинском институте», Москва, 1984.
  2. Kazakov V.N., Talalaenko A.N. «Evaluation of the Quality of Training: Problems and Perspectives», Dozenk, 1992.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники