Самостоятельная работа студентов как средство развития их профессиональных компетенций

Куриленко К.В., Вишневская Ю.И.

УО «Витебский государственный медицинский университет», г. Витебск

Основной задачей обучения в современных условиях становится не столько овладение знаниями, сколько овладение деятельностью, в результате которой формируются знания. При этом образование должно развиваться от информативных к активным формам и методам обучения. Кроме того, будущий профессионал в современном мире должен обладать способностью к самообразованию на протяжении всей жизни.

Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих учебного процесса. Развитие навыков самостоятельной работы способствует выработке студентов навыков самостоятельного приобретения и использования знаний, работы с научной и учебной литературой, навыков анализа полученных результатов, творческого подхода к обучению в целом, т.е. того, что необходимо для подготовки квалифицированных и конкурентоспособных специалистов.

При внедрении в учебный процесс самостоятельной работы основополагающими направлениями являются мотивация самостоятельной работы; формирование и развитие знаний, навыков и умений ведения исследовательской деятельности с упором на творчество и самостоятельность; возможность применить полученные знания для решения задач современного общества.

В связи с этим цели самостоятельной работы студентов (СРС) можно структурировать следующим образом: цели предметной подготовки – усвоение предметных и межпредметных знаний и методов деятельности; цели надпредметной подготовки – усвоение ключевых и профессиональных компетенций, формирование ценностного отношения к своему образованию.

Одной из главных задач организации СРС является овладение рациональными способами и приемами самообразования. В процессе работы с печатным текстом необходимо научить студентов конспектировать, рецензировать, делать выписки, составлять план текста, а также тезисы и аннотации. Также студентам необходимы знания о требованиях, предъявляемых к написанию рефератов, эссе, научных статей.

Одним из направлений самостоятельной работы, способствующей формированию профессиональных компетенций, является решение творческих заданий.
В качестве домашнего задания учащимся предлагаются творческие задания, обеспечивающие развитие исследовательских умений студентов: дополнить конспект примерами; заполнить таблицу по предложенной схеме и т.д.

В процессе выполнения исследовательских, творческих заданий студенты осваивают профессиональные компетенции, такие как способность пользоваться современными методами обработки, анализа информации; способность понимать и излагать полученную информацию.

Уменьшение объема аудиторных часов и увеличение часов, отводимых на самостоятельную работу студентов, приводит к необходимости сделать эту работу более эффективной, приучая к творческой самостоятельной учебной деятельности.

Для подготовки творчески активных, имеющих навыки исследовательской работы студентов также необходимо создание определенных условий.

Одним из условий успешного формирования исследовательских умений является переход к интерактивным формам обучения, переход от репродуктивного обучения к продуктивному. Продуктивная деятельность направлена на получение объективно нового или субъективно нового результата.

Реализовать продуктивное обучение можно, например, через использование метода проектов. Этот метод подразумевает большую долю самостоятельной работы с учебной и научно-исследовательской литературой. Использование проекта как учебного метода позволяет решить многие задачи, среди которых развитие исследовательских способностей студентов, формирование их готовности к такой самостоятельной деятельности, как написание дипломных работ, курсовых работ, научных статей.

Следовательно, одним из основных результатов СРС является развитие интеллектуально-логических способностей и способности с помощью текста выражать свои мысли, описывать и оформлять результаты учебной и исследовательской работы.

Для успешного осуществления самостоятельной работы студентов необходимы комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы, сочетание всех уровней (типов) СРС, обеспечение контроля за качеством выполнения.

Таким образом, самостоятельная работа студентов на современном этапе развития высшего образования следует рассматривать как вид учебного труда, способствующего наряду с усвоением учебной информации формированию у обучаемых готовности к самостоятельной творческой деятельности на основе активных форм и методов обучения.

Литература

  1. Станкин, М.И. Нет стремления более естественного, чем стремление к знаниям / М.И. Станкин // Специалист. – 2001. – № 31. – С. 26.
  2. Нарынская, Е.Н., Михеев, Н.В. Формирование у студентов навыков самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины «Квантовая теория» / Е.Н. Нарынская // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы V Междунар. науч.-метод. конф. – Курск, 2013. – С. 54-56.
  3. Иванова, С.В. Самостоятельная работа как фактор развития профессиональной компетенции студента / С.В. Иванова// Образование и глобализация: материалы III Байкальской междунар. конф. – Улан-Удэ, 2009. – С. 34-36.
  4. Байбаков, В.Ю. Проектная деятельность студентов как условие развития исследовательских умений / В.Ю. Байбаков // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы V Междунар. науч.-метод. конф. – Курск, 2013. – 390 с.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники