Профессионально-ориентационная работа на факультете профориентации и довузовской подготовки

Селезнёва М.Л.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск

Современная экономическая и политическая обстановка в мире заставляет предъявлять всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим большое внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодёжи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути её реализации.

Абитуриенты, обучающиеся на подготовительном отделении факультета профориентации и довузовской подготовки Витебского государственного медицинского университета, преимущественно уже сделали выбор своей будущей профессии, однако, в некоторых случаях он продиктован родителями или другими близкими людьми, престижностью профессии или вуза, а зачастую и материальными показателями будущей профессии. При этом выборе не учитывались возможности и желание самого абитуриента. Вследствие чего перед преподавателями, кроме качественной предметной подготовки слушателей к прохождению централизованного тестирования, становится еще одна задача – помочь им, адекватно оценив свои возможности и желания, окончательно утвердится в своём выборе или переменить своё решение по поводу будущей профессии.

Профессионально-ориентационная работа преподавателей факультета профориентации и довузовской подготовки – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей и проведение психодиагностики абитуриентов. Благодаря полученным данным осуществляется личностно-ориентированная помощь будущим студентам в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. По результатам данной работы можно выделить следующие аспекты профориентации: социально-экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социально-экономический аспект заключается в формировании ценностных ориентаций слушателей в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучение требований к квалификации работника той или иной сферы, а так же на выбор профессии в соответствии с потребностями общества и возможностями личности. Данное направление освещается куратором во время проведения кураторских и информационных часов на темы: «Молодёжная политика Республики Беларусь», «Экономическая перспектива моей будущей профессии», «Я и социум», где происходит более полное ознакомление слушателей с социально-экономическими аспектами их будущих профессий.

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору). Кураторы составляют психологический портрет каждого слушателя не только в процессе проведения учебных занятий, кураторских и информационных часов, но и во время совместных посещений общественно-значимых событий (театральные постановки, выставки, культурно-массовые и спортивно-развлекательные мероприятия). В результате такого общения преподаватель может составить наиболее полное представление о психологическом состоянии своих слушателей и, опираясь на полученные сведения, предложить каждому из них рекомендацию, которая поможет с определением выбора профессии.

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и интересов. Данное направление осуществляется всеми преподавателями кафедры во время проведения занятий посредством наблюдения и диагностики слушателей, с последующим проведением консультаций по выбору профессии.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Преподаватели кафедры во время проведения занятий по разделу «Биология человека» знакомят слушателей с медико-физиологическими критериями годности к ряду профессий, в первую очередь медицинского направления.

Биология, как ни одна из научных дисциплин, обладает большим потенциалом для профессиональной ориентации специальностей медицинского профиля. Например, при знакомстве с методами анатомии и физиологии, преподаватели кафедры биологии ФПДП говорят о работе патологоанатомов, хирургов, лаборантов. При изучении особенностей строения, расположения и значения элементов опорно-двигательного аппарата человека, рассказывают о таких специальностях как ортопед, травматолог, ревматолог. Изучая особенности строения и функций органов сердечно-сосудистой системы, регуляции и гигиены органов кровообращения, речь ведется о работе кардиолога, кардиохирурга, ангиохирурга, гематолога. При рассмотрении строения, функций и гигиены органов дыхания – пульмонолога, фтизиатора, оториноларинголога.

Кроме специальностей медицинской направленности, преподаватели знакомят слушателей с профессиями биологического профиля в других отраслях науки и промышленности. К примеру, знание молекулярной биологии, закономерностей наследственности и изменчивости необходимо представителям таких профессий как биотехнолог, биохимик, микробиолог, генный инженер.

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время и силы, чтобы основательно ее спланировать. И помощь со стороны преподавателей становится далеко не лишней, а зачастую и необходимой для самоопределения слушателей в выборе будущей профессии. Высококвалифицированные, основанные на всестороннем изучении личностей абитуриентов, рекомендации преподавателей подготовительного отделения помогают слушателям сориентироваться в многообразии предлагаемых профессий в современном мире.

Использованные источники:

  1. Даниленко, О.В. Методология и методы психолого-педагогических исследований / О.В. Даниленко, Т.Е. Сергеева, Г.Б. Сидалинова и др. - Орск: Издательство ОГТИ, 2005.
  2. Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя / сост. Г.С. Калинова, В.С. Кучмечко. - М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002. – с. 158.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Градарики, 2005. – 424 с.
  4. Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 432с.
  5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. -2-е изд., испр. и допол.-М.: ТЦ сфера, 2005.-512с.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники