Исследование сформированности професиональной компетентности студентов лечебного факультета

Городецкая И.В.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск

Компетентностный подход в подготовке выпускников учреждений высшего образования обеспечивает приобретение необходимых профессиональных, социальных и коммуникативных компетенций и является требованием принятых в Республике Беларусь государственных образовательных стандартов.

В связи с этим было проведено анкетирование студентов 4 – 6 курсов лечебного факультета Витебского государственного медицинского университета (ВГМУ) по компетентностному подходу в образовании.

Были предложены следующие анкеты:

Анкета исследования формирования профессиональной компетентности студентов

1. Понимаете ли Вы суть понятия «компетентность»?
2. Дайте определение понятию «компетентность».
3. Понимаете ли Вы суть понятия «профессиональная компетентность»?
4. Дайте определение понятию «профессиональная компетентность».
5. Какие компетенции Вы считаете наиболее важными в будущей профессии?
6. Какие показатели компетентности Вы считаете необходимыми для профессиональной деятельности?
7. Приобретаете ли Вы вышеперечисленные компетенции во время учебы?
8. Что мешает приобретению Вами необходимых компетенций?
9. Достаточный ли уровень знаний Вы получили в ВГМУ?
10. В какой области знаний не достаточно?
11. Каких умений и навыков не достаточно?

Анкета исследования идентификации и рейтинговой оценки показателей профессиональной компетентности студентов

1. Мотивационный критерий получения профессиональной компетентности.
Что побудило Вас выбрать профессию врача?
2. Информационно-познавательный критерий получения профессиональной компетентности.
2.1. Оцените качество знаний на различных этапах получения образования.
2.2. Какие клинические дисциплины требуют увеличения учебных часов для их изучения?
2.3. Назовите естественно-научные, социально-гуманитарные и клинические дисциплины и их разделы, требующие увеличения количества часов на их изучение.
2.4. Каких необходимых дисциплин не хватает в учебной программе? (перечислить)
2.5. Какие дисциплины являются ненужными?
3. Операционно-действенный критерий получения профессиональной компетентности. Самооценка уровня практических навыков
4. Оценочный критерий получения профессиональной компетентности.
4.1. Как Вы способны проявить свои профессиональные качества?
4.2. Как Вы способны обследовать пациента?
4.3. Умеете ли Вы после обследования провести необходимую (в пределах пройденного материала) лечебную манипуляцию?
5. Удалось ли Вам освоить деонтологические принципы общения?
6. Как Вы этому научились?
7. Удалось ли Вам усвоить основы межличностного общения?
8. Как Вы этому научились?
9. Оцените уровень преподавания дисциплин и квалификации преподавателей.
10. Ваше эмоциональное состояние перед началом самостоятельной практической работы?
11. Считаете ли Вы себя конкурентноспособным специалистом на рынке труда оказания медицинской помощи?
12. Считаете ли Вы полученное медицинское образование качественным?
13. Правильным ли оказался выбор ВГМУ по уровню преподавания?
14. Оцените уровень вузовской подготовки.
15. Оправдались ли Ваши ожидания и представления о вузе?
16. Что явилось для Вас в процессе обучения в вузе наиболее сложным?
17. Какие профессиональные качества Вы считаете необходимыми для будущего врача?
18. Какие умения и навыки как профессиональные, так и личностные, по Вашим наблюдениям, требуют работодатели от выпускников и как Вы оцениваете их важность?

В анкетировании приняли участие 1455 студентов старших курсов лечебного факультета: 490 студентов 4 курса, 421 студент 5 курса и 544 студента 6 курса.

Результаты
Исследование формирования
професиональной компетентности

Большинство опрошенных студентов правильно понимают суть понятий «Компетентность» и «Профессиональная компетентность». Среди компетенций, отмеченных в образовательном стандарте по специальности Лечебное дело, наиболее важными, по мнению студентов, являются профессиональные компетенции. При этом наиболее важными показателями профессиональной компетентности, которые отметили студенты, являются: проведение диагностики здоровья человека; оказание медицинской помощи при наиболее распространённых заболеваниях, травмах, расстройствах, включая неотложные и угрожающие жизни пациента состояния, а наименее важными – использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение знаний и умений, полученных по общеуниверситетским дисциплинам, для сохранения, восстановления и укрепления здоровья населения. 95% опрошенных студентов считают, что они приобретают выше перечисленные компетенции во время учебы.
Наиболее существенными показателями академической компетентности, которые студенты считают необходимыми для профессиональной деятельности, являются умение применять базовые научно–теоретические знания для решения теоретических и практических задач, умение учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни, умение работать самостоятельно, а наименее важными - иметь навыки, связанные с использованием технических средств, управлением информацией и работой с компьютером; владение исследовательскими навыками.

Наиболее важными показателями социально-личностной компетентности, которые студенты считают необходимыми для профессиональной деятельности, являются умение работать в команде; способность к межличностным коммуникациям; способность к критике и самокритике, а наименее важным – обладать качествами гражданственности.

Основными факторами, мешающими приобретению необходимых компетенций, студенты 4 курса считают личную пассивность, а 5 и 6 курсов – перенасыщенность учебных программ и недостаточную подготовленность преподавателей.

Студентами отмечена перенасыщенность учебных программ по следующим дисциплинам, изучаемым на лечебном факультете: 4 курс (50,6% опрошенных) – общественное здоровье и здравоохранение (8,6%), акушерство и гинекология и хирургические болезни (6,5%), педиатрия (7,6%); 5 курс (68,6% опрошенных) – общественное здоровье и здравоохранение (11,2%), акушерство и гинекология (10,2%), педиатрия (8,6%); 6 курс (65,8% опрошенных студентов) – анестезиология и реаниматология (18,2%), акушерство и гинекология (9,2%), клиническая иммунология и аллергология (6,6%), педиатрия (6,3%).

Более 50% студентов считают, что получили достаточный уровень знаний в ВГМУ, и лишь 8% отметили недостаточный уровень полученных знаний.

Преобладающим ответом на вопрос «В какой области знаний не достаточно?» является «Практическая подготовка» (2% от числа всех опрошенных).

Исследование идентификации и рейтинговой оценки показателей профессиональной компетентности

1. Мотивационный критерий получения профессиональной компетентности.

Для 70% студентов лечебного факультета наиболее значимым фактором для выбора профессии врача является желание помогать больным людям и заботиться о здоровье близких. Около 10% отметили, что для них важна перспектива работать в органах управления здравоохранением, где важно лишь наличие диплома, а не отдельная специальность, в том числе врач.

2. Информационно-познавательный критерий получения профессиональной компетентности

Студенты лечебного факультета признали низким уровень своих знаний по таким дисциплинам естественно-научного цикла, как: 4 курс – физика (23%,), фармакология (20%); 5 курс – физика (28%), фармакология (23%); 6 курс – фармакология (16%), биоорганическая химия (13%). Среди дисциплин социально–гуманитарного цикла студенты 4 и 5 курсов считают низким уровень своих знаний по экономической теории (28%). Среди клинических дисциплин низкий уровень знаний отметили: 4 курс – педиатрия (14%) и поликлиническая терапия (11%); 5 курс – анестезиология и реаниматология (14%); 6 курс – педиатрия и офтальмология (10%).

По мнению студентов, требуют увеличения учебных часов для изучения следующие клинические дисциплины: 4 курс – хирургические болезни (2,7%), 5 курс – акушерство и гинекология (4,5%), 6 курс – внутренние болезни (3,1%), а среди естественно-научных, социально-гуманитарных дисциплин – топографическая анатомия (4 курс), иностранный язык (5 курс), фармакология (6 курс). Студенты считают, что в учебную программу необходимо включить такие дисциплины, как эмбриология, деонтология.

3. Операционно-действенный критерий получения профессиональной компетентности. Самооценка уровня практических навыков

Уровень освоения практических навыков как достаточный оценили 70% студентов лечебного факультета, как низкий – около 10%, при этом, наиболее проблемными в плане освоения практических навыков оказались следующие дисциплины: 4 курс – педиатрия (20% опрошенных студентов), 5 курс – анестезиология и реаниматология (24%), 6 курс – педиатрия (13%), акушерство и гинекология (10%).

Среди профессиональных качеств, которые студенты лечебного факультета считают способными проявить, преобладает умение самостоятельно обследовать пациента – более 90% ответов, при этом 65% полагают, что могут сделать это в полном объеме. 60% студентов считают, что им удалось освоить деонтологические принципы общения в полном объеме, а 35% – частично. Большинству студентов удалось освоить основы межличностного общения с пациентами и коллегами, в основном, в медицинских учреждениях, (50%) и в вузе (40%) и не удалось с младшим медицинским персоналом и родственниками пациентов. 80 - 90% респондентов оценили уровень квалификации преподавателей и преподавания дисциплин как высокий и достаточный, при этом для профильных дисциплин этот показатель составил 95%.

При оценке своего эмоционального состояния перед началом самостоятельной практической работы большинство студентов лечебного факультета (55%) отметили чувство неуверенности и страх неправильно назначить лечение.

Около 80% студентов считают себя пока еще неконкурентноспособными на рынке труда оказания медицинской помощи.
Половина студентов 4 и 5 курсов и 60% студентов выпускного курса лечебного факультета считают полученное медицинское образование качественным, а выбор ВГМУ по уровню преподавания правильным. Соответственно 7 и 2% респондентов дали отрицательный ответ. Примерно 75% опрошенных студентов оценили уровень вузовской подготовки как отличный и хороший, 23% как удовлетворительный и лишь 2% как неудовлетворительный. В процессе обучения в вузе наиболее сложным для 65% студентов оказался большой объем материала, для 30% - неудобное расписание (на выпускном курсе 50%), для 20% – проблемы с оказанием медицинской помощи студентам.

Наиболее важным профессиональным качеством, необходимым для будущего врача, студенты считают знания (20%), а выпускники – еще и внимательность к пациентам (24%). По мнению студентов наиболее важными качествами, которые работодатели требуют от выпускников, являются знания, практические навыки (около 90% ответов) и умение общаться с пациентами (60%), а наименее важными – умение пользоваться компьютером (60% ответов), знание иностранного языка (40%), умение общаться с коллегами (10%).

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники