С недавних пор ставшая привычной для Насти смена длится четыре часа. Сколько звонков проходит за это время через оператора? Около сотни, подсчитывает Анастасия:
— Когда с самого утра от поликлиники отправляются по ковидным маршрутам медицинские бригады, мы тоже заступаем на дежурство. Только вместо спецоборудования — сотовые телефоны. К концу смены мобильник уже не кажется таким легким. Бывает, рука немеет, а произнося раз за разом одни и те же фразы, ловишь себя на мысли, что они доведены до автоматизма, как мантра.
Спрашиваю, можно ли говорить про вдумчивый и внимательный подход к пациентам при таком ритме.
Анастасия даже несколько удивлена. Говорит, что иначе быть не может, ведь каждый случай даже при схожей клинической картине индивидуален, а от заочной беседы зависит реальное здоровье, жизнь пациента.
Наше общение то и дело прерывают звонки. Вопросы стандартны: возможен ли повторный мазок; стоит ли появляться в поликлинике, если ты на самоизоляции; как закрыть больничный… Голос Анастасии Прокопович спокойный, ответы четкие и конкретные. Обычно разговор занимает минуту-две, замечает собеседница:
— Но иногда абонент настолько напуган, расстроен, что его паническое настроение чувствуется на расстоянии. Тогда в первую очередь стараешься успокоить человека, настроить на позитив: если следовать рекомендациям медиков, то все будет хорошо.
Словно в подтверждение этих слов, в кабинете раздается звонок. Встревоженная пожилая женщина искренне недоумевает:
— Мы с мужем люди в возрасте, обоим за 80, тесты на коронавирус положительные. Температура — 37,3 градуса, сильного кашля и одышки нет, но все-таки почему не прописывают антибиотики?
Да, вирусная нагрузка на стационар сейчас большая, продолжает Анастасия:
— Но при высокой температуре, сильном кашле, низкой сатурации риск слишком велик, одного дистанционного «присмотра» недостаточно, в любой момент может понадобиться стационарное лечение.
В нынешней непростой обстановке справиться с бедой можно только сообща.Вместе с Настей в кол-центр поликлиники пришла ее однокурсница Дарья Хилько. Заступают посменно, чтобы ни на минуту не оставлять жителей областного центра без связи. Девушки принимают информацию от санэпидслужбы и других медучреждений, обновляют электронную базу больных коронавирусом и тех, кто с ними контактировал, формируют чек-лист на каждого пациента, ведут статистику.
Задач немало, благо старшие товарищи всегда рядом. Анастасия благодарна заведующей терапевтическим отделением Алле Шилиной.
— В резерв добровольцев я записалась еще в первую коронавирусную волну, — рассказывает наша героиня. — Очередь дошла до меня только сейчас. Видимо, все к лучшему. Если весной родители отнеслись к моему решению с опаской, то сейчас его одобрили. Во-первых, это бесценный профессиональный и, что важно, сестринский опыт. Во-вторых, когда коллегам нужна помощь, нельзя оставаться в стороне.
Спрашиваю, как удается держать баланс между фактически рабочим графиком и учебой. В ответ Настя только смеется, к трудностям ей не привыкать. Да, практические занятия — это не лекции, которые можно переписать, но одногруппники и преподаватели, большинство из которых тоже на переднем крае борьбы с COVID-19, всегда рядом.
naumova@sb.by