Актуальные вопросы медицинского образования. Взгляд депутата

Курс молодого врача

Ежегодно медицинские вузы нашей страны готовят около 2 тысяч врачей. Понятно, что нынешнему выпускнику мало владеть лишь стетоскопом. Он, к примеру, обязан уметь читать данные компьютерного томографа, пользоваться аппаратом УЗИ для экстренного выявления патологии. Чтобы молодой доктор был на «ты» с современным оборудованием, Минздрав уже пересмотрел программы медицинских университетов, сделав их более ориентированными на практику. Более того, в новом Кодексе об образовании также предусматривается закрепить ряд принципов, которые помогут молодым медикам не затеряться на рынке труда в век бурного развития технологий. Активное участие в разработке кодекса принимали депутаты. О многих актуальных вопросах медицинского образования знает член Комиссии по законодательству и государственному строительству Совета Республики Национального собрания Анатолий Щастный.

Анатолий Щастный
ФОТО ОЛЕГА МАЦКЕВИЧА
Анатолий Тадеушевич в теме еще и потому, что является ректором Витебского государственного медицинского университета. Когда с коллегами по депутатскому корпусу он посещал школы и вузы, ему часто задавали вопросы: «Отличается ли нынешнее молодое поколение от предыдущего? Какие ребята и девушки сейчас поступают в медвузы?» Доктор медицинских наук Щастный признается, что давать оценку всему поколению не возьмется, но отметить некоторые характерные черты может:

— Сегодня молодые люди по–здоровому прагматичны, они запросто ориентируются в сфере информационных технологий. Если студенты моего поколения информацию искали в библиотеке, то сейчас достаточно включить гаджет и выйти в интернет. Коль жизнь становится более технологически насыщенной, вузы, их программы должны соответствовать требованию времени.

Сегодня, выбирая тот или иной вуз, парни и девушки интересуются, практикуется ли там дистанционное образование, читают ли там лекции онлайн. И это — нормально! В ВГМУ, например, уже на первом курсе студент идет в больницу, где знакомится с работой медучреждения. У выпускников значительно увеличили время, отведенное на овладение практическими навыками. Причем сделать это можно в том числе в симуляционном центре на специальных тренажерах–симуляторах. Благодаря соответствующей государственной программе такие центры должны появиться в каждом медуниверситете страны. А в новом Кодексе об образовании, который депутатам предстоит принять в скором времени, будут закреплены такие понятия, как симуляционное и дистанционное обучение. Хотя, по мнению Анатолия Щастного, дискуссионных вопросов в медицинском образовании еще предостаточно:

— В наших медицинских вузах наметился явный гендерный перекос. Если во времена Советского Союза юношей и девушек поступало примерно поровну, то сегодня 80 процентов студентов — прекрасная половина. Я не хочу сказать, что это плохо, но такие специальности, как урология, травматология, хирургия, анестезиология, традиционно были мужскими, требующими мужской силы. Как вернуть мужчин в медуниверситеты? Вопрос!

ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКА

В  будущем в ВГМУ планируется создать университетскую клинику, которая стала бы локомотивом высоких медицинских технологий и работала бы в том числе на образовательный процесс и науку. На фармацевтическом факультете собираются запустить научно–производственный комплекс с сертифицированной лабораторией, где могли бы разрабатывать и апробировать отечественные лекарственные препараты, чтобы в дальнейшем выпускать их на европейский рынок. Это уже — шаг к «университету третьего поколения», движение к ориентирам, которые ставит перед вузами государство. Новые технологии, уверен Анатолий Щастный, это — замечательно! Но есть качества, которые нужны были доктору во все времена: умение общаться, разговорить пациента, а также — желание учиться на протяжении всей профессиональной карьеры.

В подтверждение сказанному он, действующий хирург, после разговора со мной засобирался на плановую операцию по удалению опухоли поджелудочной железы, где его ждали молодые врачи, приехавшие в ВГМУ на курсы повышения квалификации.

svg–vt@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter