Фото Олега Мацкевича, Витебск.
Фото Олега Мацкевича, Витебск.

Центр практической подготовки и симуляционного обучения создан при финансовой поддержке Международного банка реконструкции и развития и Минздрава.

 

В соответствии с международными критериями

 

Несколько лет помещения центра занимали один из этажей клиники ВГМУ. Но для более эффективной работы данной площади было недостаточно. По словам начальника центра Виктора Редненко, поиски нового здания заняли время, но оптимальный вариант найти удалось. Учебный центр практической подготовки и симуляционного обучения занял отдельный трехэтажный корпус площадью 2 800 м2. Он находится в комплексе зданий ВОКБ, где располагаются большинство клинических кафедр. Поэтому работа в центре будет удобна и для студентов, и для преподавателей вуза.

 

Внутри здания — 35 помещений для проведения учебных занятий, а также конференц-зал на 70 посадочных мест и 30 технических, вспомогательных и санитарных помещений.

 

Виктор Редненко:

 

За годы работы мы накопили большой опыт и понимание того, как должен быть организован симуляционный центр. Поэтому сами готовили его проект, чтобы соответствовать всем международным критериям. Дело в том, что структура симуляционного центра отличается от структуры обычной кафедры медуниверситета. Она предполагает специальные типы помещений — для симуляционных тренингов, брифинга и дебрифинга, для комбинированных занятий.

 

Идея формирования центра заключается в том, чтобы кабинеты оборудовать не как учебные комнаты, а как структурные подразделения стационара (процедурный кабинет, перевязочная, операционная и т. д.).

 

Начальник центра пояснил, что симуляционное обучение ни в коем случае не заменяет клиническое, а дополняет его по определенным элементам, которые сложно освоить при работе с реальными пациентами в медучреждении (реанимационные мероприятия, оказание неотложной помощи) либо предшествует ему как подготовительный этап (инъекции, пункции, катетеризации, отдельные хирургические вмешательства, родовспоможение и др.). В том числе в центре имеются условия для обучения оказанию первой помощи в различных условиях. Например, одна из симуляционных оснащена автомобилем для отработки навыков оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

 

От подготовки до аттестации

 

Безусловно, одна из основных задач центра заключается в подготовке студентов. Также в учебном центре практической подготовки и симуляционного обучения проводится повышение квалификации работников здравоохранения различных специальностей.

 

Виктор Редненко:

 

Мы функционируем и как аттестационный центр. Студенты и врачи демонстрируют свою профкомпетенцию в рамках объективного структурированного клинического экзамена. При этом система выстроена так, что преподаватель во время аттестации не находится в одном помещении с экзаменуемым, а следит за его действиями через стеклянные перегородки в стенах или с помощью системы видеонаблюдения. У нас ведется многоракурсная видеофиксация процесса экзамена или тренинга. Стоит также отметить, что в ближайшее время мы будем выступать еще и в качестве аккредитационного центра для работников здравоохранения.

 

Симуляционное обучение проходят и немедицинские специалисты, в том числе работники МВД, МЧС, Вооруженных сил, соцработники. С нынешнего года в центре начинается программа по подготовке сиделок, которые ухаживают за лицами с ограниченной мобильностью. Также могут обращаться преподаватели школ, немедицинских вузов и колледжей, чтобы обучиться преподаванию методов первой помощи. Рассматривается вопрос о возможности заниматься здесь всем желающим.

 

Учебный центр практической подготовки и симуляционного обучения, уточнил Виктор Валентинович, может одновременно принять 18 учебных групп, каждая из которых максимально рассчитана на 12–14 человек.

 

Кстати, всего в Беларуси открыт 21 симуляционный центр, в том числе 17 в медколледжах и 4 в вузах, сообщил заместитель министра здравоохранения Дмитрий Чередниченко. Он отметил, что в дальнейшем необходимо объединить их на одной платформе для возможности обмениваться опытом и идеями.

 

Симуляционное занятие состоит из 3 основных компонентов. В начале проводится брифинг — короткая встреча на 5–10 минут, где преподаватель ставит задачи на день и объясняет особенности работы с симуляторами. После этого идут непосредственно симуляционные тренинги, а по их окончании — дебрифинг. Это один из важнейших элементов занятия, который предполагает разбор ошибок и обсуждение путей улучшения практического навыка. При этом на занятиях преподаватель находится рядом со студентами.