Мисс ВГМУ-2024
РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Мисс ВГМУ-2024
РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Что нового?

 

Межкафедральное сотрудничество при обучении химии слушателей ФПДП

Тригорлова Л. Е., Якушева Э. Е., Жебентяев А. И.

Витебский государственный ордена Дружбы народов
медицинский университет, г. Витебск

Несмотря на декларируемые повсеместно принципы непрерывности образования преемственные связи между школой и вузом во многом недостаточны. Причиной этого является традиционная замкнутость каждого образовательного уровня на своих строго ограниченных задачах и функциях. К сожалению, многие выпускники средних учебных заведений не готовы к обучению в высшей школе ни в предметном, ни в психологическом плане. С этим тесно связаны проблемы учебной преемственности: пробелы в базовых знаниях, несформированность общеучебных навыков и умений. Такие факторы в совокупности становятся преградой на пути успешного прохождения абитуриентами централизованного тестирования (ЦТ) и дальнейшего обучения в вузе.
Факультет профориентации и довузовской подготовки (ФПДП) Витебского государственного медицинского университета (ВГМУ) оказывает абитуриентам образовательные услуги на протяжении уже не одного десятилетия. Накопленный опыт позволяет преподавателям осуществлять качественную подготовку слушателей, учитывая тенденции развития педагогических технологий XXI века. Обязательной является также ориентация слушателей на выполнение заданий, аналогичных по своей структуре и содержанию заданиям педагогических тестов централизованного тестирования.

В 2012-2013 учебном году на ЦТ по химии было вынесено большое число тестовых конструкций, так или иначе посвященных химическому эксперименту: А5 – о методах собирания газов; А25 – об изменении окраски индикаторов при протекании в растворе обменных реакций; В1 – качественная задача на узнавание веществ по их физическим свойствам и признакам реакций, происходящих с ними; В5 – задание на соответствие – определение веществ в четырех пробирках по описанию происходящих качественных реакций. Такие задания вызывают затруднения при выполнении у многих абитуриентов, в том числе и потому, что химическому эксперименту в школе уделяют недостаточно внимания. Химический эксперимент как источник знания о веществе и химической реакции является важнейшим условием активизации познавательной деятельности, развития интереса к предмету. При этом химический эксперимент ориентирует не на запоминание, а на понимание принципиальных вопросов изучаемой дисциплины (состав вещества, химическая структура или химический процесс), способствует выявлению взаимосвязи строения и свойств вещества.

Последние десятилетия в среде школьников и студентов снижается интерес к естествознанию в целом и к химии в частности, что связано с недостаточным техническим обеспечением учебного процесса, а также с общей тенденцией резкого снижения ценности знания в молодежной среде. Выполнение лабораторного практикума по химии – способ активно стимулировать развитие обучающихся путем воздействия на интеллектуальные, эмоциональные, волевые составляющие их личности. Это сложный и мощный инструмент познания, актуальный метод и важнейшее средство наглядности на занятии, условие формирования осознанных и прочных знаний по химии путем осуществления связи теории с практикой через превращение знаний в убеждения. Мало прочитать в книге, записать на бумаге, рассчитать на калькуляторе или смоделировать мысленно – необходимо увидеть своими глазами и проделать своими собственными руками. Тогда и только тогда обучение химии станет целостным и продуктивным.

К сожалению, кафедра химии ФПДП лишена возможности проводить лабораторные занятия при подготовке слушателей и, осознавая назревшую проблему, в текущем учебном году обратилась с просьбой к кафедре токсикологической и аналитической химии о проведении в качестве эксперимента ряда лабораторных занятий со слушателями ФПДП, для которых в соответствии с учебным планом на протяжении всего периода существования ФПДП была предусмотрена только теоретическая подготовка. В результате сложилось тесное сотрудничество двух кафедр, как учебно-методического, так и научного характера.

В осеннем семестре были организованы следующие занятия:

1. Для слушателей вечерних подготовительных курсов:

– «Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Правила проведения химического эксперимента» (9 класс, 10 класс);
– «Признаки и условия протекания химических реакций» (9 класс);
– «Качественные реакции: что, где, когда, как и почему» (9 класс).

2. Для слушателей дневного отделения ФПДП:
– «Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Правила проведения химического эксперимента»;
– «Качественные реакции: обнаружение катионов»;
– «Качественные реакции: обнаружение анионов».

В весеннем семестре слушатели ФПДП познакомились с основами количественного анализа:

– «Работа с мерной посудой: проверка вместимости»;
– «Кислотно-основное титрование: общие принципы и подходы»;
– «Способы определения концентрации вещества. Фотометрия».

Занятия в студенческих учебных лабораториях, наблюдение демонстрационного эксперимента и непосредственное выполнение ряда предусмотренных на занятиях операций вызвали эмоциональный отклик у слушателей. Их отношение к предмету и к самому нашему университету стало гораздо позитивнее, теплее. Таким, прошедшим обучение на ФПДП, студентам в будущем легче будет переступить порог аудитории и приступить к самостоятельному выполнению химического, да и любого другого, эксперимента. Слушатели отметили также, что испытывают меньшие затруднения при выполнении тестовых заданий качественного характера, совместно подготовленных нашими кафедрами. Например, такого типа:

В водный раствор серной кислоты объёмом 500 мл, содержащий 0,04 моль кислоты, добавили несколько капель лакмуса, после чего прилили 200 мл раствора щелочи, содержащего 0,1 моль гидроксида натрия. Укажите окраску раствора до и после добавления щелочи:

1) фиолетовый, синий 2) красный, синий
3) красный, фиолетовый 4) синий, красный

 

Установите соответствие между названием вещества и реактивом, позволяющим его определить:

Название вещества Реактив для определения 

А). ацетилен

Б). глицерин

В). линолевая кислота

Г). формальдегид

1). аммиачный раствор оксида серебра (I) при нагревании

2). свежеосажденный гидроксид меди (II) при обычных условиях

3). лакмус

4). бромная вода

5). хлорид железа (III)

Бинарное соединение А, формульная единица которого содержит в 2 раза больше атомов металла, чем неметалла, подвергли обжигу в избытке кислорода и получили бесцветный газ Б с характерным резким запахом и твердое вещество В черного цвета, при нагревании которого с самым легким газом получают твердый продукт Г розово-красного цвета. Газ Б в 2 стадии может быть превращен в тяжелую маслянистую жидкость Д, растворение которой в воде сопровождается сильным разогреванием. Вещество Г при растворении в концентрированном растворе Д образует голубой раствор вещества Е и газ Б. Найдите сумму молярных масс (г/моль) исходного вещества А и конечного продукта Е.

Мы уверены, что реализуемое нами межкафедральное сотрудничество является необходимым и перспективным, способствует повышению качества подготовки слушателей к ЦТ и закономерному формированию единой интегрированной системы непрерывного образования, позволяющей сформировать осознанную мотивацию и заложить прочную основу успешной учебы в вузе, ориентированной на успешную подготовку специалистов, обладающих целостным естественнонаучным мировоззрением, системным мышлением, сформированной совокупностью универсальных, ключевых, предметных и профессиональных компетенций.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

flaggen

Новые методы диагностики и лечения

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники

sistema obr

portal rating

 

gsz

patriot

molodej.bel

sdg 

erip

exportBY

banner vitbichi 02

 gender