Онлайн подготовительные курсы на английском и русском языках для иностранных граждан
РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Онлайн подготовительные курсы на английском и русском языках для иностранных граждан
РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Что нового?

 

Об использовании технологии когнитивных карт на лекционном занятии

Церковский А.Л, Гапова О.И., Касьян О.А., Возмитель И.И., Петрович С.А.

Витебский государственный медицинский университет, Витебск

Современные образовательные программы высшей школы предъявляют повышенные требования к студентам и преподавателям и стимулируют процесс совершенствования технологической составляющей образовательной деятельности.

Это вызвано тем, что в систему ожиданий государства и работодателей, как основных заказчиков образовательных услуг, входит образ выпускника УВО, способного быстро и без потерь фиксировать большие объёмы информации, успешно решать сложные профессиональные проблемы путем продуктивного использования своего творческого потенциала [2].

В связи с этим, высшая (в том числе и медицинская) школа должна активно искать и использовать в обучении технологии, развивающие воображение, творческое мышление, совершенствующие мнемонику всех участников образовательного процесса.

С нашей точки зрения, с этой целью можно использовать технологию когнитивных карт (майнд-карт). Когнитивные карты являются своеобразным  инструментом, позволяющим эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал, а также развивать и совершенствовать память.

Данную технологию мы использовали в лекционных презентациях по дисциплине «Медицинская психология» для студентов 3 курса лечебного факультета.

Так, в презентации лекции «Многофакторная природа механизмов невротического реагирования» вопросы представлены в виде когнитивной карты, сделанной с помощью программы Mind Manager 2012. Каждый вопрос сопровождается образом (символическая фотография, рисунок), отражающим не столько текст и контекст, сколько подтекст. При этом соблюдается соподчинение и последовательность самой темы и вопросов путем использования размеров шрифта, стрелок между «топиками» (прямоугольными пространствами названий), а также используются различные «мажорные» цвета [1].

Вопрос «Психическая травма и неврозогенез» сопровождается изображением надрезанной верёвки, держащейся на единственной нити, что подчеркивает значимость психической травмы в процессе формирования невротического расстройства.

Для раскрытия сущности вопроса «Характерологический преморбид и неврозогенез» используется изображение лица в треснувшем зеркале, символизирующее сложный и искажающий характер восприятия мира в процессе неврозогенеза.

Содержание вопроса «Особенности личности пациента и неврозогенез», с нашей точки зрения, может глубоко раскрыть рисунок с изображением профиля головы человека в виде сложного лабиринта, олицетворяющего внутренний мир личности пациента с данной пограничной психопатологией.

В самой презентации лекции на каждом слайде в правом верхнем углу вместо названия вопроса помещается визуальный образ вопроса. Это не только экономит пространство слайда, но и дает возможность на первом слайде следующего вопроса поддерживать дополнительную обратную связь с аудиторией путем обращения к ней: «Что означает этот образ и какому вопросу лекции он соответствует?». Этими действиями мы не только решаем прикладные когнитивные задачи, но и через переключение внимания поддерживаем определенный уровень психической активности студентов.

Для придания практической направленности использования технологии когнитивных карт нами в последней лекции курса «Основы суицидологии» представлены варианты четырех мнемонических систем. Это сделано с целью использования психологического «эффекта края» (лучше фиксируется и сохраняется информация первой и последней лекции курса). При этом мы просим сфотографировать эти системы как варианты, на основе которых сам студент может создать свои системы с учетом собственных предпочтений и интересов.

Каждая мнемоническая система предшествует очередному вопросу лекции. Так, перед вопросами «Введение в суицидологию», «Этиология суицидов», «Типы суицидального поведения» и «Типология суицидентов» помещены следующие мнемонические системы: «Система формы цифр», «Система рифмования цифр», «Система римской комнаты» и «Система «Алфавит» [1].

Таким образом, использование технологии когнитивных карт в презентации лекционного материала позволяет не только поддерживать хорошую работоспособность и мотивацию студентов, но и способствует развитию воображения, образной памяти и абстрактно-логического мышления.

Использованные источники:

1. Бьюзен,  Т. Суперпамять / Т. Бьюзен: пер. с англ.  – 6–е изд. – Минск: «Попурри», 2008. – 2087 с.

2. Церковский, А.Л. Креативный компонент инновационной деятельности педагога / А.Л. Церковский // Инновационные подходы к организации педагогического процесса в медицинском вузе / Сборник материалов республиканского научно–практического семинара. – Витебск: ВГМУ, 2008. – С. 209–212.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

flaggen

Новые методы диагностики и лечения

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники

sistema obr

portal rating

 

gsz

patriot

molodej.bel

sdg 

erip

exportBY

banner vitbichi 02

 gender