Уважаемые коллеги!
Установлено, что злоумышленники изучают средства группового обмена сообщениями (чаты) в различных мессенджерах, используемые работниками таких учреждений для коммуникации, определяют учетные записи руководителей, создают копии их учетных записей и вступают в личную переписку с иными участниками таких чатов.
В ходе переписки, выдавая себя за руководителя учреждения образования, злоумышленник сообщает вымышленные сведения о том, что работником интересовались сотрудники правоохранительных органов (называет данные этих «сотрудников») и настаивает на сохранении конфиденциальности факта общения. Указанный психологический прием в ряде случаев снижает уровень критической оценки гражданином последующих действий преступников, обеспечивая беспрекословное выполнение поступающих от них указаний.
Далее гражданину поступают звонки посредством мессенджеров или телефонной связи от якобы сотрудников правоохранительных органов, а также банковских учреждений, в некоторых случаях с демонстрацией посредством мессенджеров фотографии поддельных служебных удостоверений. В ходе беседы псевдосотрудники убеждают в необходимости совершения определенных действий, в том числе по перечислению денежных средств под различными мошенническими предлогами.
Такими предлогами совершения хищений денежных средств могут быть:
- участие в специальной операции по поимке «преступников», которые якобы пытаются похитить деньги с использованием счетов гражданина или от его имени;
- наличие информации о якобы совершении гражданином преступных финансовых операций, для снятия подозрения в которых необходимо совершить требуемые действия;
- планируемое проведение обыска по месту жительства гражданина с целью выявления и изъятия незадекларированных наличных денежных средств.
Убедив работника учреждения образования в правомочности своих действий, звонящий предлагает передать посреднику наличные денежные средства или внести их на указанные им банковские счета; перечислить денежные средства с банковских счетов, в том числе оформив на свое имя для этих целей кредиты; предоставить реквизиты своих банковских карт, аутентификационные данные для доступа к банковским счетам, коды из поступивших sms-сообщений и т.д.
В связи с вышеизложенным рекомендовано:
- при поступлении подобных сообщений в мессенджерах проверять принадлежность соответствующей учетной записи тому лицу, именем которого учетная запись названа и (или) фотоизображение которого присутствует в профиле;
- никому не сообщать реквизиты банковских карт, аутентификационные данные для доступа к банковским счетам, содержание sms-сообщений, поступивших на личные абонентские номера;
- незамедлительно информировать о выявленных попытках руководителей учреждений образования для принятия мер по упреждению подобных действий и правоохранительные органы для реагирования.
Видеоролики «Цифровая безопасность и финансовая грамотность»
НБРБ Данные банковской карты ТВ