Деева И.И.
УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск
Всякая деятельность есть познание,
Всякое познание есть деятельность.
У. Матурана, Ф. Вареда
«Древо познания»
Главная цель современного образования формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях. Сегодня рост социальной конкуренции требует от молодого человека умение творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки и на подготовительном отделении профориентации и довузовской подготовки не только содержательных, но также методических и технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности переносится на развитие у обучающихся универсальных учебных действий таких как умения самостоятельно работать с дополнительной литературой и другими источниками информации, анализировать и делать выводы, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, контролировать и корректировать развитие событий, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, то есть, деятельность должна носить творческий характер.
Под творчеством понимают такую деятельность, в результате которой создаётся нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к работе.
Чтобы добиться высокого результата в обучении, преподаватели кафедры биологии ФПДП на практических занятиях используют разнообразные формы и методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый), обеспечивающие развитие умственных и творческих способностей абитуриентов, а также знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения, побуждающие слушателей к действию. Это позволяет развивать познавательную и самостоятельную деятельность, а также способствует их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным.
В силу насыщенности курса «Биология» информацией и ограниченностью проведения практических занятий во времени, кураторы групп дневного отделения получают преимущество акцентирования учебных действий слушателей во внеаудиторной работе. Система такой работы представляет собой такую сферу, где можно развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучаемого, которые обеспечат воспитание свободной личности. Время, отводимое на внеаудиторную деятельность, используется по желанию слушателей и направлено на реализацию различных форм её организации, таких как экскурсия, круглый стол, информационные и кураторские часы, посещение тематических выставок и музеев, что позволяет формировать основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество. Однако, кураторы не упускают возможности ещё раз закрепить знания биологических понятий и процессов, полученные на практических занятиях и применить их в знакомой и незнакомой ситуации.
Например, при проведении внеаудиторного лекционно – информационного часа с использованием мультимедийной презентации на тему «Стоп - СПИД», слушатели являлись активными участниками мероприятия, где определили сущность глобальной проблемы «вич/спид» с медицинской и с социальной точек зрения. Высказали своё мнение по данному вопросу, внесли рекомендации по профилактике заболевания: ведение здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены и выбор стиля поведения. Также актуализировали знания о вирусах как неклеточной форме жизни, особенностях их строения, процессах жизнедеятельности, полученные при изучении темы «Вирусы».
Во время проведения круглого стола на тему «Вредным привычкам – нет!» слушатели не только прослушали информацию о ложном действии "удовольствия", получаемого от применения алкоголя, табака и непоправимых последствиях их использования, но и смогли актуализировать знания об аэробном дыхании и роли кислорода в этом процессе из темы «Энергетический обмен», о диффузии в жидкостях и газах, об образовании и диссоциации угольной кислоты, опасности анемии и отравления угарным газом. Знания, полученные в разделе «Биология человека», способствовали утверждению своего негативного отношения к пагубным привычкам, помогли установить межпредметные связи с химией и физикой, повысить информационную культуру, расширить кругозор и развить познавательную активность абитуриентов.
Экскурсия в парк Мазурино для слушателей факультета профориентации и довузовской подготовки имела не только культурно-развлекательное и эстетическое значение, но и помогла слушателям закрепить знания и умения, полученные при изучении раздела «Основы экологии. Среда обитания». Прежде всего удалось выявить особенности леса (парка Мазурино) как природного сообщества, познакомиться с видовым разнообразием и условиями жизни растений и животных на границе двух сред обитания (водной и наземной), на конкретных примерах рассмотреть взаимоотношения и взаимосвязи организмов между собой и с окружающей средой (круговорот веществ и превращение энергии), приспособленность растений и животных к среде обитания и её относительный характер. Участники экскурсии закрепили знания не только по биологии, но и географии, проявили активную гражданскую позицию: смогли оценить последствия деятельности человека по отношению к окружающей среде, здоровью людей, усвоить уроки бережного отношения к природе.
При посещении выставки «Природа родного края» Витебского краеведческого музея, зоологического музея ВГУ имени П. М. Машерова, слушатели рассмотрели экспозиции по беспозвоночным и позвоночным животным мировой фауны, ознакомились с выставкой стендов «Животные Красной книги Республики Беларусь». Это помогло им актуализировать знания из раздела «Морфология, физиология и систематика животных» о многообразии и эволюции животных, их общих признаках, особенностях строения, жизнедеятельности и поведения в связи со средой обитания, о роли животных в природе и жизни человека.
Посещение анатомического музея ВГМУ предоставило возможность слушателям рассмотреть нормальные препараты по сравнительной анатомии органов и систем органов, а также препараты с аномалиями развития. Это помогло им визуализировать знания, полученные в разделе «Биология человека» об анатомо-физиологических особенностях организма человека как биологического объекта. Сделать вывод, что сознательное отношение к своему здоровью, правильное общение с окружающими, овладение полезными гигиеническими навыками, приёмами закаливания и тренировки – всё это условия для формирования здорового человека, полноценного члена общества.
Таким образом, труд преподавателя, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью использования различных форм, приемов и методов развития универсальных учебных действий (активные действия по наблюдению за растительным и животным миром, охрана растений и животных, систематическое использование межпредметных связей, введение элементов краеведения и другие) оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает обучаемого в общем развитии, помогает преодолевать трудности, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания и сотрудничества преподавателя и слушателя в образовательном процессе. Абитуриент становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым, что отвечает целям и задачам модернизации современной системы образования.
Использованные источники
- Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. - № 822
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Л.И. Божович. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с.