Создание студенческих проектов как инновационный метод преподавания в учреждении высшего медицинского образования

Дубовец А.В., Самарина Т.И.

УО «Витебский государственный медицинский университет» г. Витебск

Образовательный процесс в медицинском университете на современном этапе ориентирован не только на подготовку профессионалов в области диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний, но и специалистов, стремящихся к постоянному самообразованию, обладающих развитым клиническим мышлением, готовых к творческому внедрению инноваций в практику здравоохранения. Достижение такого уровня невозможно без совершенствования учебно-методического обеспечения высшего медицинского образования. Основным принципом проектной работы является совместная деятельность преподавателя и студента. Успех реализации учебного проекта во многом зависит от правильно организованной работы и усилий всех участников. Особенно актуальным является применение метода проектирования в процессе создания профилактических медицинских программ, в частности стоматологических программ по формированию здорового образа жизни у детей, так как он даёт возможность спланировать поэтапно сложную систему, касающуюся нескольких сфер практической деятельности (педагогическую, психологическую и клиническую).

Нами в рамках внедрения в детские дошкольные учреждения и школы образовательно-профилактической программы «Здоровую улыбку - детям» был разработан тематический план для студентов 3 курса стоматологического факультета по созданию санитарно-просветительских проектов для детей различных возрастных групп ( таблица 1).

Таблица 1 «Тематический план студенческого проекта по профилактике стоматологических заболеваний у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

РАЗДЕЛЫ ПРОЕКТА ЦЕЛЬ ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Введение. Анатомия и функции органов полости рта.

Установление контакта с участниками группы. Определение исходного уровня знаний.Формирование у  участников группы знаний об органах полости рта. Лекция, дидактическая, деловая или интерактивная игра, конкурс, вознаграждение, анкета, спектакль, буклет, плакат, коллаж, фильм (мультфильм), флеш-анимация, презентация, альбом, модель, стихотворное произведение (рассказ, загадка).

2. Кариес: понятие, причины и условия развития

Овладение  участниками группы знаниями о кариесе зубов. Формирование системного мышления касательно процессов происходящих в полости рта.

3. Здоровый рацион и режим питания

Формирование у участников группы знаний о правильном питании и  взаимосвязи заболевания зубов с потребляемыми продуктами питания.

4. Средства и методы гигиены полости рта

Формирование у участников группы знаний о гигиене полости рта. Овладение мануальными навыками правильной чистки зубов и использования основных и дополнительных средств гигиены.

5. Миогимнастика

Формирование у участников группы знаний о физиологиифункций ЧЛО и овладение навыками миогимнастики.

6. Стоматологические процедуры, инструменты и материалы

Формирование у участников группы знаний о стоматологии и стоматологическом приёме.

7. Заключение. Подведение итогов. Награждение

Воспроизведение и закрепление  знаний полученных в ходе прошедших занятий участников о зубах, гигиене полости рта, стоматологии. Подведение итогов образовательно-профилактической программы.

Цель проекта – приобщить студентов к творческой, познавательной и самостоятельной деятельности по профилактике стоматологических заболеваний у детей различных возрастных групп.

Задачи проекта:

  1. приобретение студентами опыта профилактической работы;
  2. поиск новых эффективных форм и методов пропаганды ЗОЖ среди дошкольников и школьников;
  3. сформировать умение работать в коллективе;
  4. сформировать умение работать с информацией;
  5. презентовать полученные результаты.

Работа над проектом проходит в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап (анализа ситуации, определение темы, формулировка цели, задач, выбор метода работы, сроков выполнения проекта).
  2. Планирование ( определение хода выполнения проекта, источников  информации).
  3. Учебно-поисковая деятельность (поиск, сбор и обмен информацией). Преподаватель консультирует студентов,  координирует и стимулирует их  деятельность,  исправляет ошибки в собранном материале.
  4. Обработка информации, изготовление дидактического материала под руководством преподавателя.
  5. Защита проекта (предварительная презентация).

Дидактические материалы, изготовленные студентами, могут быть использованы воспитателями и педагогами на занятиях по здоровому образу жизни, а также медицинским персоналом на базе учебных учреждений.

Метод проектов позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, формирует у студентов способность самостоятельно мыслить, применять знания, обдумывать принимаемые решения,  способствует  повышению мотивации студентов к процессу обучения.

Изменяется также и привычная роль преподавателя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности, становится соучастником творческого процесса.

Литература

  1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб.пособие / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов нЩ: Феникс, 2002. - 544 с.
  2. Ортега-и-Гассет, X. Миссия университета / X. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. М. Н. Голубевой; ред. перевода А. М. Корбут; под общ.ред. М. А. Гусаковского. - Минск: БГУ, 2005. - 104 с
  3. Попков, В. А. Теория и практика высшего образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев. - М.: МГУ, 2005. - 475 с.