Сотрудниками кафедры биологии ФДП по научно-исследовательской работе изучается и разрабатывается тема «Интерактивные методы обучения как фактор самореализации слушателей в учебной деятельности на этапе довузовской подготовки».
Основные направления научной работы кафедры:
- разработка темы научно-исследовательской работы «Интерактивные методы обучения как фактор самореализации слушателей в учебной деятельности на этапе довузовской подготовки»;
- участие в работе инновационной лаборатории по проблемам высшей школы;
- участие в работе университетских, республиканских, международных конференциях, научных семинарах и сессиях;
- подготовка статей и докладов к конференциям, научным семинарам и сессиям;
- привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе на этапе довузовской подготовки;
- внедрение результатов научно-исследовательской работы в образовательный процесс.
Задачи научно-исследовательской работы:
- выявить теоретико-методологические основы использования интерактивных методов обучения для самореализации обучающихся на этапе довузовской подготовки при изучении дисциплины «Биология»;
- обосновать сущность и разработать классификацию интерактивных методов обучения в контексте самореализации обучающихся на этапе довузовской подготовки;
- выделить функции интерактивных методов обучения для самореализации старшеклассников и выпускников школ при изучении дисциплины «Биология»;
- разработать методику, направленную на эффективное усвоение знаний, умений и навыков обучающихся с использованием интерактивных методов обучения;
- разработать и обосновать педагогические условия использования интерактивных методов обучения, обеспечивающие самореализацию обучающихся факультета довузовской подготовки;
- создать учебно-методический комплекс дидактических материалов, разработать наполнение блоков информационно-предметной среды, позволяющих оптимизировать процесс развития основных компетенций обучающихся на практических занятиях по биологии на основе использования интерактивных технологий;
- разработать алгоритм образовательного процесса с применением интерактивных методов и технологий обучения, ориентированный на развитие ключевых компетенций обучающихся факультета довузовской подготовки;
- экспериментально проверить возможности использования интерактивных методов обучения для улучшения освоения предметных знаний и самореализации старшеклассников и выпускников школ в естественнонаучной вузовской учебной деятельности.
В рамках темы НИР «Интерактивные методы обучения как фактор самореализации слушателей в учебной деятельности на этапе довузовской подготовки» за 2024/2025 учебный год получены следующие результаты:
I. Разработаны и изданы учебно-методические пособия для обучающихся факультета довузовской подготовки
- Сборник материалов к практическим занятиям для слушателей факультета довузовской подготовки «Общая биология. Часть 1» / Л.П. Мартыненко, И.И.Деева. – Витебск, ВГМУ, 2024. – 272 с.
- Сборник материалов к практическим занятиям для слушателей факультета довузовской подготовки «Общая биология. Часть 2» / Л.П. Мартыненко, И.И. Деева. – Витебск, ВГМУ, 2024. – 163 с.
- Сборник материалов к практическим занятиям для слушателей факультета довузовской подготовки «Общая биология Часть 3» / Л. П. Мартыненко, И.И. Деева – Витебск: ВГМУ, 2024. – 249 с.
- Задачи по общей биологии. Теория. Практика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета довузовской подготовки / Л.П. Мартыненко – Витебск: ВГМУ, 2024. – 285 с.
II. Разработаны, утверждены и внедрены в образовательный процесс учебно-методические комплексы (УМК)
- Учебно-методический комплекс для слушателей подготовительного отделения дневной формы получения образования факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/41)
- Учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (11 класс) факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/44)
- Учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (10 класс) факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/43)
- Учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (9 класс) факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/42)
- Учебно-методический комплекс научно-методического обеспечения преподавания дисциплины «Биология» для слушателей подготовительных курсов выходного дня (10 класс) факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2024/52)
- Учебно-методический комплекс научно-методического обеспечения преподавания дисциплины «Биология» для слушателей подготовительных курсов выходного дня (10 класс) факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2024/51)
III. Разработаны, утверждены и внедрены в образовательный процесс электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК)
- Электронный учебно-методический комплекс по разделу «Общая биология» для слушателей дневной формы получения образования факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/52. № сертификата 3342335274)
- Электронный учебно-методический комплекс по разделу «Многообразие органического мира» для слушателей дневной формы получения образования факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/53. № сертификата 3342335275)
- Электронный учебно-методический комплекс по разделу «Биология человека» для слушателей дневной формы получения образования факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/54. № сертификата 3342335273)
- Электронный учебно-методический комплекс по разделу «Повторение узловых вопросов курса «Биология»» для слушателей дневной формы получения образования факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/55. № сертификата 3342335270)
- Электронный учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (11 класс) факультета довузовской подготовки по разделу «Общая биология» (Регистрационный номер № 2024/89)
- Электронный учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (11 класс) факультета довузовской подготовки по разделу «Многообразие органического мира» (Регистрационный номер № 2024/91)
- Электронный учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (11 класс) факультета довузовской подготовки по разделу «Биология человека» (Регистрационный номер № 2024/90)
- Электронный учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (10 класс) факультета довузовской подготовки по разделу «Молекулярный, клеточный и онтогенетический уровни организации живого» (Регистрационный номер № 2024/93)
- Электронный учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (10 класс) факультета довузовской подготовки по разделу «Основные закономерности наследственности и изменчивости» (Регистрационный номер № 2024/92)
- Электронный учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (10 класс) факультета довузовской подготовки по разделу «Основы экологии. Учение о биосфере» (Регистрационный номер № 2024/94)
- Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Биология» для обучающихся подготовительных курсов вечерней формы получения образования с использованием информационно-коммуникационных технологий (11 класс) факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2025/65)







IV. ПОДГОТОВЛЕНЫ И ОПУБЛИКОВАНЫ СТАТЬИ К НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМ КОНФЕРЕНЦИЯМ И НАУЧНЫМ СЕССИЯМ
- Реализация межпредметных связей как важнейший принцип активизации познавательной деятельности слушателей факультета довузовской подготовки / Мартыненко Л.П. // материалы IV Республиканской научно-методической конференции «Актуальные проблемы современного естествознания» с международным участием – Минск: РИВШ, 2025. – С. 51 – 55.
- Диагностика и развитие свойств внимания у слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования факультета довузовской подготовки / Деева И.И. // материалы IV Республиканской научно-методической конференции «Актуальные проблемы современного естествознания» с международным участием – Минск: РИВШ, 2025. – С. 272 – 274.
- Использование мультимедийных средств визуализации в процессе обучения биологии на факультете довузовской подготовки / Никифорова Н.А. // материалы IV Республиканской научно-методической конференции «Актуальные проблемы современного естествознания» с международным участием – Минск: РИВШ, 2025. – С. 151 – 154.
- Развитие умений владения логическими операциями в процессе обучения биологии на этапе довузовской подготовки / Осипова В.В. // материалы IV Республиканской научно-методической конференции «Актуальные проблемы современного естествознания» с международным участием – Минск: РИВШ, 2025. – С. 345 – 349.
- Использование наглядных средств обучения для активизации мышления слушателей вечерней формы получения образования факультета довузовской подготовки / Ковалевская Н.А. // материалы IV Республиканской научно-методической конференции «Актуальные проблемы современного естествознания» с международным участием – Минск: РИВШ, 2025. – С. 112 – 114.
- Эффективность использования практико-ориентированных заданий на этапе довузовской подготовки с целью активизации познавательной деятельности обучающихся / Мартыненко Л.П. // материалы 80-ой научной сессии ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025. – С. 377 – 379.
- Применение интерактивного плаката с целью формирования учебно-познавательных компетенций у обучающихся на факультете довузовской подготовки / Деева И.И. // материалы 80-ой научной сессии ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025. – С. 333 – 334.
- Интеграция в образовательном процессе как основа формирования социальной зрелости обучающихся на этапе довузовской подготовки / Никифорова Н.А. // материалы 80-ой научной сессии ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025. – С. 384 – 386.
- Влияние содержания практических занятий по биологии на профессиональное самоопределение обучающихся на этапе довузовской подготовки / Осипова В.В. // материалы 80-ой научной сессии ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025. – С. 389 – 391.
- Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся подготовительных курсов выходного дня факультета довузовской подготовки / Ковалевская Н.А. // материалы 80-ой научной сессии ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025. – С. 354 – 356.
- Использование интерактивной визуализации как инструмента эффективного обучения на факультете довузовской подготовки / Мартыненко Л.П. // материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Медицинское образование XXI века», посвященной 90-летию ВГМУ – Витебск: ВГМУ, 2024. – С. 325 – 328.
- Оказание помощи обучающимся на факультете довузовской подготовки в получении необходимых знаний для успешного прохождения вступительных испытаний по биологии / Деева И.И. // материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Медицинское образование XXI века», посвященной 90-летию ВГМУ – Витебск: ВГМУ, 2024. – С. 302 – 304.
- Использование проблемного обучения для повышения эффективности образовательного процесса на факультете довузовской подготовки / Никифорова Н.А. // материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Медицинское образование XXI века», посвященной 90-летию ВГМУ – Витебск: ВГМУ, 2024. – С. 219 – 221.
- Формирование естественнонаучной функциональной грамотности обучающихся в ходе практических занятий по биологии на этапе довузовской подготовки / Осипова В.В. // материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Медицинское образование XXI века», посвященной 90-летию ВГМУ – Витебск: ВГМУ, 2024. – С. 229 – 331.
- Инновационные методы в образовательном процессе на этапе довузовской подготовки / Ковалевская Н.А. // материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Медицинское образование XXI века», посвященной 90-летию ВГМУ – Витебск: ВГМУ, 2024. – С. 179 – 182.
- Мартыненко, Л.П. Диагностика особенностей учебного стресса у слушателей факультета довузовской подготовки / Л.П. Мартыненко // cборник материалов юбилейной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 60-летию медико-профилактического факультета УО «БГМУ» «Современные аспекты здоровьесбережения» – г. Минск: БГМУ, 2024. – С. 245 – 250.
- Деева, И.И. Влияние визуальной среды на психофизиологическое состояние слушателей факультета довузовской подготовки / И.И. Деева // cборник материалов юбилейной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 60-летию медико-профилактического факультета УО «БГМУ» «Современные аспекты здоровьесбережения» – г. Минск: БГМУ, 2024. – С. 232 – 236.
- Организация продуктивной деятельности слушателей факультета довузовской подготовки / Мартыненко Л.П. // материалы 79-ой научной сессии ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации» – Витебск: ВГМУ, 2024. – С. 258 – 260.
- Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности слушателей в процессе обучения биологии / Деева И.И. // материалы 79-ой научной сессии ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации» – Витебск: ВГМУ, 2024. – С. 218 – 219.
V. ПОДГОТОВЛЕНЫ И ПРЕДСТАВЛЕНЫ ДОКЛАДЫ НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ И НАУЧНЫХ СЕССИЯХ
- Реализация межпредметных связей как важнейший принцип активизации познавательной деятельности слушателей факультета довузовской подготовки / Мартыненко Л.П. // IV Республиканская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы современного естествознания» с международным участием – Минск: РИВШ, 2025.
- Развитие умений владения логическими операциями в процессе обучения биологии на этапе довузовской подготовки / Осипова В.В. // IV Республиканская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы современного естествознания» с международным участием – Минск: РИВШ, 2025.
- Эффективность использования практико-ориентированных заданий на этапе довузовской подготовки с целью активизации познавательной деятельности обучающихся / Мартыненко Л.П. // 80-ая научная сессия ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025.
- Применение интерактивного плаката с целью формирования учебно-познавательных компетенций у обучающихся на факультете довузовской подготовки / Деева И.И. // 80-ая научная сессия ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025.
- Интеграция в образовательном процессе как основа формирования социальной зрелости обучающихся на этапе довузовской подготовки / Никифорова Н.А. // 80-ая научная сессия ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025.
- Влияние содержания практических занятий по биологии на профессиональное самоопределение обучающихся на этапе довузовской подготовки / Осипова В.В. // 80-ая научная сессия ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025.
- Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся подготовительных курсов выходного дня факультета довузовской подготовки / Ковалевская Н.А. // 80-ая научная сессия ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025.
- Использование интерактивной визуализации как инструмента эффективного обучения на факультете довузовской подготовки / Мартыненко Л.П. // Республиканская научно-практическая конференция с международным участием «Медицинское образование XXI века», посвященная 90-летию ВГМУ – Витебск: ВГМУ, 2024.
- Организация продуктивной деятельности слушателей факультета довузовской подготовки / Мартыненко Л.П. // 79-ая научная сессия ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации» – Витебск: ВГМУ, 2024.
- Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности слушателей в процессе обучения биологии / Деева И.И. // 79-ая научная сессия ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации» – Витебск: ВГМУ, 2024.
Русский
Беларуская мова
English
French
Spanish
中文(繁體.台灣)
العربية الموحدة 










