Научно-исследовательская работа кафедры биологии ФДП

Сотрудниками кафедры биологии ФДП по научно-исследовательской работе изучается и разрабатывается тема «Интерактивные методы обучения как фактор самореализации слушателей в учебной деятельности на этапе довузовской подготовки».

Основные направления научной работы кафедры:

  • разработка темы научно-исследовательской работы «Интерактивные методы обучения как фактор самореализации слушателей в учебной деятельности на этапе довузовской подготовки»;
  • участие в работе инновационной лаборатории по проблемам высшей школы;
  • участие в работе университетских, республиканских, международных конференциях, научных семинарах и сессиях;
  • подготовка статей и докладов к конференциям, научным семинарам и сессиям;
  • привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе на этапе довузовской подготовки;
  • внедрение результатов научно-исследовательской работы в образовательный процесс.

Задачи научно-исследовательской работы:

  • выявить теоретико-методологические основы использования интерактивных методов обучения для самореализации обучающихся на этапе довузовской подготовки при изучении дисциплины «Биология»;
  • обосновать сущность и разработать классификацию интерактивных методов обучения в контексте самореализации обучающихся на этапе довузовской подготовки;
  • выделить функции интерактивных методов обучения для самореализации старшеклассников и выпускников школ при изучении дисциплины «Биология»;
  • разработать методику, направленную на эффективное усвоение знаний, умений и навыков обучающихся с использованием интерактивных методов обучения;
  • разработать и обосновать педагогические условия использования интерактивных методов обучения, обеспечивающие самореализацию обучающихся факультета довузовской подготовки;
  • создать учебно-методический комплекс дидактических материалов, разработать наполнение блоков информационно-предметной среды, позволяющих оптимизировать процесс развития основных компетенций обучающихся на практических занятиях по биологии на основе использования интерактивных технологий;
  • разработать алгоритм образовательного процесса с применением интерактивных методов и технологий обучения, ориентированный на развитие ключевых компетенций обучающихся факультета довузовской подготовки;
  • экспериментально проверить возможности использования интерактивных методов обучения для улучшения освоения предметных знаний и самореализации старшеклассников и выпускников школ в естественнонаучной вузовской учебной деятельности.

В рамках темы НИР «Интерактивные методы обучения как фактор самореализации слушателей в учебной деятельности на этапе довузовской подготовки» за 2024/2025 учебный год получены следующие результаты:

I. Разработаны и изданы учебно-методические пособия для обучающихся факультета довузовской подготовки

  1. Сборник материалов к практическим занятиям для слушателей факультета довузовской подготовки «Общая биология. Часть 1» / Л.П. Мартыненко, И.И.Деева. – Витебск, ВГМУ, 2024. – 272 с.
  2. Сборник материалов к практическим занятиям для слушателей факультета довузовской подготовки «Общая биология. Часть 2» / Л.П. Мартыненко, И.И. Деева. – Витебск, ВГМУ, 2024. – 163 с.
  3. Сборник материалов к практическим занятиям для слушателей факультета довузовской подготовки «Общая биология Часть 3» / Л. П. Мартыненко, И.И. Деева – Витебск: ВГМУ, 2024. – 249 с.
  4. Задачи по общей биологии. Теория. Практика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета довузовской подготовки / Л.П. Мартыненко – Витебск: ВГМУ, 2024. – 285 с.

II. Разработаны, утверждены и внедрены в образовательный процесс учебно-методические комплексы (УМК)

  1. Учебно-методический комплекс для слушателей подготовительного отделения дневной формы получения образования факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/41)
  2. Учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (11 класс) факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/44)
  3. Учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (10 класс) факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/43)
  4. Учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (9 класс) факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/42)
  5. Учебно-методический комплекс научно-методического обеспечения преподавания дисциплины «Биология» для слушателей подготовительных курсов выходного дня (10 класс) факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2024/52)
  6. Учебно-методический комплекс научно-методического обеспечения преподавания дисциплины «Биология» для слушателей подготовительных курсов выходного дня (10 класс) факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2024/51)

III. Разработаны, утверждены и внедрены в образовательный процесс электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК)

  1. Электронный учебно-методический комплекс по разделу «Общая биология» для слушателей дневной формы получения образования факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/52. № сертификата 3342335274)
  2. Электронный учебно-методический комплекс по разделу «Многообразие органического мира» для слушателей дневной формы получения образования факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/53. № сертификата 3342335275)
  3. Электронный учебно-методический комплекс по разделу «Биология человека» для слушателей дневной формы получения образования факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/54. № сертификата 3342335273)
  4. Электронный учебно-методический комплекс по разделу «Повторение узловых вопросов курса «Биология»» для слушателей дневной формы получения образования факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2023/55. № сертификата 3342335270)
  5. Электронный учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (11 класс) факультета довузовской подготовки по разделу «Общая биология» (Регистрационный номер № 2024/89)
  6. Электронный учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (11 класс) факультета довузовской подготовки по разделу «Многообразие органического мира» (Регистрационный номер № 2024/91)
  7. Электронный учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (11 класс) факультета довузовской подготовки по разделу «Биология человека» (Регистрационный номер № 2024/90)
  8. Электронный учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (10 класс) факультета довузовской подготовки по разделу «Молекулярный, клеточный и онтогенетический уровни организации живого» (Регистрационный номер № 2024/93)
  9. Электронный учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (10 класс) факультета довузовской подготовки по разделу «Основные закономерности наследственности и изменчивости» (Регистрационный номер № 2024/92)
  10. Электронный учебно-методический комплекс для слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования (10 класс) факультета довузовской подготовки по разделу «Основы экологии. Учение о биосфере» (Регистрационный номер № 2024/94)
  11. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Биология» для обучающихся подготовительных курсов вечерней формы получения образования с использованием информационно-коммуникационных технологий (11 класс) факультета довузовской подготовки (Регистрационный номер № 2025/65)

nauka biog 03nauka biog 02nauka bio fpdp 02nauka biog 01nauka biog 05nauka bio fpdp 01nauka bio fpdp 03

IV. ПОДГОТОВЛЕНЫ И ОПУБЛИКОВАНЫ СТАТЬИ К НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМ КОНФЕРЕНЦИЯМ И НАУЧНЫМ СЕССИЯМ

  1. Реализация межпредметных связей как важнейший принцип активизации познавательной деятельности слушателей факультета довузовской подготовки / Мартыненко Л.П. // материалы IV Республиканской научно-методической конференции «Актуальные проблемы современного естествознания» с международным участием – Минск: РИВШ, 2025. – С. 51 – 55.
  2. Диагностика и развитие свойств внимания у слушателей подготовительных курсов вечерней формы получения образования факультета довузовской подготовки / Деева И.И. // материалы IV Республиканской научно-методической конференции «Актуальные проблемы современного естествознания» с международным участием – Минск: РИВШ, 2025. – С. 272 – 274.
  3. Использование мультимедийных средств визуализации в процессе обучения биологии на факультете довузовской подготовки / Никифорова Н.А. // материалы IV Республиканской научно-методической конференции «Актуальные проблемы современного естествознания» с международным участием – Минск: РИВШ, 2025. – С. 151 – 154.
  4. Развитие умений владения логическими операциями в процессе обучения биологии на этапе довузовской подготовки / Осипова В.В. // материалы IV Республиканской научно-методической конференции «Актуальные проблемы современного естествознания» с международным участием – Минск: РИВШ, 2025. – С. 345 – 349.
  5. Использование наглядных средств обучения для активизации мышления слушателей вечерней формы получения образования факультета довузовской подготовки / Ковалевская Н.А. // материалы IV Республиканской научно-методической конференции «Актуальные проблемы современного естествознания» с международным участием – Минск: РИВШ, 2025. – С. 112 – 114.
  6. Эффективность использования практико-ориентированных заданий на этапе довузовской подготовки с целью активизации познавательной деятельности обучающихся / Мартыненко Л.П. // материалы 80-ой научной сессии ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025. – С. 377 – 379.
  7. Применение интерактивного плаката с целью формирования учебно-познавательных компетенций у обучающихся на факультете довузовской подготовки / Деева И.И. // материалы 80-ой научной сессии ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025. – С. 333 – 334.
  8. Интеграция в образовательном процессе как основа формирования социальной зрелости обучающихся на этапе довузовской подготовки / Никифорова Н.А. // материалы 80-ой научной сессии ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025. – С. 384 – 386.
  9. Влияние содержания практических занятий по биологии на профессиональное самоопределение обучающихся на этапе довузовской подготовки / Осипова В.В. // материалы 80-ой научной сессии ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025. – С. 389 – 391.
  10. Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся подготовительных курсов выходного дня факультета довузовской подготовки / Ковалевская Н.А. // материалы 80-ой научной сессии ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025. – С. 354 – 356.
  11. Использование интерактивной визуализации как инструмента эффективного обучения на факультете довузовской подготовки / Мартыненко Л.П. // материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Медицинское образование XXI века», посвященной 90-летию ВГМУ – Витебск: ВГМУ, 2024. – С. 325 – 328.
  12. Оказание помощи обучающимся на факультете довузовской подготовки в получении необходимых знаний для успешного прохождения вступительных испытаний по биологии / Деева И.И. // материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Медицинское образование XXI века», посвященной 90-летию ВГМУ – Витебск: ВГМУ, 2024. – С. 302 – 304.
  13. Использование проблемного обучения для повышения эффективности образовательного процесса на факультете довузовской подготовки / Никифорова Н.А. // материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Медицинское образование XXI века», посвященной 90-летию ВГМУ – Витебск: ВГМУ, 2024. – С. 219 – 221. 
  14. Формирование естественнонаучной функциональной грамотности обучающихся в ходе практических занятий по биологии на этапе довузовской подготовки / Осипова В.В. // материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Медицинское образование XXI века», посвященной 90-летию ВГМУ – Витебск: ВГМУ, 2024. – С. 229 – 331.
  15. Инновационные методы в образовательном процессе на этапе довузовской подготовки / Ковалевская Н.А. // материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Медицинское образование XXI века», посвященной 90-летию ВГМУ – Витебск: ВГМУ, 2024. – С. 179 – 182.
  16. Мартыненко, Л.П. Диагностика особенностей учебного стресса у  слушателей факультета довузовской подготовки / Л.П. Мартыненко // cборник материалов юбилейной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 60-летию медико-профилактического факультета УО «БГМУ» «Современные аспекты здоровьесбережения» – г. Минск: БГМУ, 2024. – С. 245 – 250.
  17. Деева, И.И. Влияние визуальной среды на психофизиологическое состояние слушателей факультета довузовской подготовки / И.И. Деева // cборник материалов юбилейной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 60-летию медико-профилактического факультета УО «БГМУ» «Современные аспекты здоровьесбережения» – г. Минск: БГМУ, 2024. – С. 232 – 236.
  18. Организация продуктивной деятельности слушателей факультета довузовской подготовки / Мартыненко Л.П. // материалы 79-ой научной сессии ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации» – Витебск: ВГМУ, 2024. – С. 258 – 260.
  19. Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности слушателей в процессе обучения биологии / Деева И.И. // материалы 79-ой научной сессии ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации» – Витебск: ВГМУ, 2024. – С. 218 – 219.

V. ПОДГОТОВЛЕНЫ И ПРЕДСТАВЛЕНЫ ДОКЛАДЫ НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ И НАУЧНЫХ СЕССИЯХ

  1. Реализация межпредметных связей как важнейший принцип активизации познавательной деятельности слушателей факультета довузовской подготовки / Мартыненко Л.П. // IV Республиканская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы современного естествознания» с международным участием – Минск: РИВШ, 2025.
  2. Развитие умений владения логическими операциями в процессе обучения биологии на этапе довузовской подготовки / Осипова В.В. // IV Республиканская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы современного естествознания» с международным участием – Минск: РИВШ, 2025.
  3. Эффективность использования практико-ориентированных заданий на этапе довузовской подготовки с целью активизации познавательной деятельности обучающихся / Мартыненко Л.П. // 80-ая научная сессия ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025.
  4. Применение интерактивного плаката с целью формирования учебно-познавательных компетенций у обучающихся на факультете довузовской подготовки / Деева И.И. // 80-ая научная сессия ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025.
  5. Интеграция в образовательном процессе как основа формирования социальной зрелости обучающихся на этапе довузовской подготовки / Никифорова Н.А. // 80-ая научная сессия ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025.
  6. Влияние содержания практических занятий по биологии на профессиональное самоопределение обучающихся на этапе довузовской подготовки / Осипова В.В. // 80-ая научная сессия ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025.
  7. Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся подготовительных курсов выходного дня факультета довузовской подготовки / Ковалевская Н.А. // 80-ая научная сессия ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации», посвященной 90-летию образования вуза – Витебск: ВГМУ, 2025.
  1. Использование интерактивной визуализации как инструмента эффективного обучения на факультете довузовской подготовки / Мартыненко Л.П. // Республиканская научно-практическая конференция с международным участием «Медицинское образование XXI века», посвященная 90-летию ВГМУ – Витебск: ВГМУ, 2024.
  2. Организация продуктивной деятельности слушателей факультета довузовской подготовки / Мартыненко Л.П. // 79-ая научная сессия ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации» – Витебск: ВГМУ, 2024.
  3. Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности слушателей в процессе обучения биологии / Деева И.И. // 79-ая научная сессия ВГМУ «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации» – Витебск: ВГМУ, 2024.