Заочная интернет-конференция «Управление качеством профессиональной подготовки студентов»

в рамках международной конференции «Медицинское образование XXI века», Витебск, 2013 г.

Практикоориентированность и качество подготовки студентов в соответствии с требованиями, предъявляемыми организациями заказчиками, и с образовательными стандартами.

НОСТАЛЬГИЯ О СТАРОМ ИЛИ ЗАБОТА О НОВОМ ПЕРИОДЕ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ

Шиленок В.Н., Зельдин Э.Я., Гецадзе Г.Н.

УО «Витебский государственный медицинский университет», г.Витебск, Республика Беларусь

В последнее время у нас появился резкий крен в сторону дистанционного обучения с одной стороны и такой же острый поворот в сторону приобретения практических навыков.
Если первый путь полностью зависит от технического обеспечения ВУЗа, то с практическими навыками дело намного сложнее. Например, весьма ограничены возможности дистанционного обучения при изучении анамнеза без общения с  пациентом.

Аналогичная ситуация при обучении навыкам, например, пальпации. Как дистанционно передать кисти, кончикам пальцев температуру, эластичность тканей, напряжение мышц, подвижность, плотность, зоны болезненности образования и т.д. Сколько лет надо учиться собирать анамнез и сколько раз надо пальпировать, чтобы распознать патологию?

Соответственно учебному плану на 2 курсе предусмотрено преподавание по уходу за больными. Студенты не знают асептики и антисептики, не закончили даже программу по анатомии, не знают, что такое симптомы, диагноз, болезнь, но должен осуществлять «уход за больным» не только не зная, но и не смея произносить это слово «больной».

Следует заметить, что часов на так называемый уход выделяется до 80, т.е. больше, чем на хирургические болезни на IV курсе. Таким образом, если уважать приказ МЗ РБ, «уход за пациентами» звучит логичнее, хотя слово Pathia (от греч. Pathоs) – болезнь, страдание.

Н.И.Пирогов, разрабатывая операции на трупах, выделил оперативную хирургию и топографическую анатомию в самостоятельную кафедру. Это было прогрессивно до 70-х годов прошлого века. Студенты изучали анатомию, осваивали операции на трупах.

В настоящее время кафедры анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии трупами не располагают и отработка практических навыков, техники операций на трупах не производится много лет. Нет смысла тратить учебные часы на кафедре оперативной хирургии, если рассматриваются операции только виртуально без конкретной привязанности к пациентам и заболеваниям, которые на этой кафедре не изучаются.

Очень  сложные перестройки произошли и на кафедре хирургических болезней (факультетской хирургии) на 4 курсе. Вместо 131 часа выделено 70 часов из программы по хирургическим болезням в Беларуси (впервые в мире!) исключена онкологическая патология.

Студент, изучая заболевания разных органов (щитовидной, молочной желез, желудка и т.д.), по программе не обязан знать онкологическую патологию этих органов. Во всех вузах мира частная онкология неразрывно связана с частной хирургией,  преподавание последней немыслимо без онкологической патологии.

Если следовать логике нашей программы по хирургическим болезням, то кровотечения, стенозы, обтурационную непроходимость должны преподавать онкологи?

В последнее время сверху рекомендуют осваивать практические навыки в поликлиниках, что разумно. Но в какой поликлинике мира можно провести занятие с группой в 13-14 человек. Эти планы не имеют реальной почвы, кроме мечтаний.

Следует отметить, что так называемая «контролируемая самостоятельная работа», которой в программе на 4 курсе выделено больше времени, чем на аудиторные занятия (75 против 70) может реализовываться только в фантазиях, планах, на бумаге, а не в процессе обучения.

Трудно представить, чтобы студент половину учебного плана изучал дома, в общежитии  дистанционно вне клиники.

Целью обучения студента-медика является развитие мыслительных навыков, повышение мотивационных устремлений к детальному освоению будущей профессии, развитию коммуникативных навыков. Но для решения этих и других задач требуются оптимальные условия обучения. Очень сложно реализовать цели обучения при наличии в академической группе 14 человек.

Старые врачи учили, что классическая медицина держится на «трех китах» - акушерство, терапия, хирургия. Однако в настоящее время идет постоянное сокращение часов для изучения основополагающих клинических дисциплин в пользу такой узкой специализации, с которой большинство врачей никогда не встретится в своей работе.

В нынешних условиях конечной цели – формирования высокообразованных, конкурентоспособных,  устремленных к творческой работе специалистов – достигнуть довольно проблематично.
Мы полагаем, что обучение в медицинских вузах срочно нуждается в приближении к современным условиям. Чем продолжительнее пребывание в клинике, тем больше студент видит, слышит и чувствует лечебную атмосферу, когда знания и умения даже без особого усердия сохраняются и преумножаются, тем больше появляется у него чувство ответственности за судьбу пациента и желания познать патологию, чтобы помочь человеку.

Имеются ли возможности?

1. Уменьшить количество студентов в группе на старших курсах до 6-8 человек.

2. Пересмотреть учебные планы тех кафедр, которые много лет изучали строение человека и операции на трупах, ныне недоступных для учебного процесса.

3. Уход за больными перенести на более старшие курсы, когда студенты знают основы клинической медицины.

4. Обеспечить учебные комнаты, аудитории дистанционной связью с операционными, перевязочными, реанимацией.

2024

emblema osvobojdeniya

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники