Создание постоянных экспозиций лучевой визуализации организма человека в учебном анатомическом музее

1Усович А.К., 2Марчук В.К., 1Третьякова Н.В., 3Сапего А.Л., 4Еремин Н.И. 1Шкварко М.Г., 1Бурак Г.Г., 1Тесфайе В.А., 1Семиошко Н.В., 1Петько И.А. 1Ольшанникова В.В., 1Чиркина И.А. 1Кузьменко А.В.

1УО «Витебский государственный медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь
2УЗ «Витебский областной диагностический центр», г. Витебск, Республика Беларусь
3УЗ «Витебская областная клиническая больница», г. Витебск, Республика Беларусь
УЗ «Витебская городская клиническая больница скорой медицинской помощи», г. Витебск, Республика Беларусь

Современный уровень оснащенности медицинских учреждений аппаратурой постоянно расширяет объем применения разнообразных методов лучевой диагностики в клинической практике. При этом объем планового аудиторного учебного времени на обучение этим методам практически не изменился с периода изучения только предмета рентгенологии. Естественно этого недостаточно, так как за 38 часов обучить студента навыкам выполнения методов лучевой диагностики и расшифровки их результатов не представляется возможным. Значительную помощь в решении этой проблемы решает внедрение элективных курсов по овладению современными методами диагностики. Но рабочее время студента не безгранично. Внедрение в клиническую практику методов ультразвукового исследования (УЗИ), рентгеновской компьютерной томографии (КТ), ядерно-магнитно-резонансной томографии (ЯМР) потребовало внесения коррекции в междисциплинарную интеграцию обучения этим методам диагностики. Постепенное внедрение этих методов в клиническую практику автоматически способствовало и ознакомлению с ними студентов на клинических кафедрах (5–12 семестры). При этом доклинический этап ознакомления со всеми современными методами лучевой диагностики является обязательным, так как опирается на принцип постепенности накопления знаний и способствует внедрению клинической (прикладной) направленности изучения общетеоретических и медико-биологических дисциплин [6].

Изучение анатомии в медицинском вузе всегда опиралось на все новые методы исследования строения организма в целом и его отдельных частей. Поэтому в программу по анатомии человека введено обязательное не только нахождение анатомических образований на препаратах тела человека, но нахождение основных из них на рентгеновском снимке, рентгеновской компьютерной, магнитно-резонансной и ультразвуковой томограмме. Несмотря на то, что анатомы своевременно предлагают к внедрению новые подходы изучения прикладной анатомии [1–3], ознакомление с этими новыми методами лучевой диагностики на предклиническом этапе обучения несколько отстает. Это обусловлено конкретными объективными и субъективными причинами.

Оптимальным для ознакомления с прижизненной лучевой картиной каждого органа (части тела) на лабораторном занятии по анатомии является обеспечение полным набором рентгено-, томограмм каждого преподавателя и оснащение каждой учебной аудитории негатоскопом. На кафедре анатомии человека ВГМУ такой подход всегда осуществлялся: каждый преподаватель имел полный набор рентгенограмм, а все учебные комнаты были оснащены негатоскопами. При проведении каждого лабораторного занятия студенты имели возможность находить анатомические структуры не только в анатомических препаратах, но и на регтгенограммах [4, 5].

Значительное увеличение количества студентов и преподавателей, необходимость ознакомления студентов не только с рентгенограммами, но и с томограммами, потребовало расширения оснащенности кафедры соответствующими картинами. Если техническое оснащение учебных лабораторий современными негатоскопами выполнено, то обеспечить каждого из 19 преподавателй полным набором высокачественных рентгено-, томограмм – затруднительно, хотя мы имеем такие наборы для каждой учебной лаборатории. Как выход из данной ситуации – демонстрация рентгеновской, УЗ, КТ, ЯМР картины органов с посредством мультимедийных проекторов (жидкокристаллических экранов), которыми оборудованы все учебные лаборатории кафедры [7].

Университетское образование предполагает самостоятельную работу студента, как основной метод обучения, и активную консультацию преподавателем этой самостоятельной подготовки. Поэтому на лабораторных занятиях преподаватель знакомит студентов с рентгено-томграфической картиной частей тела и органов. Изучение деталей визуализации органов студент производит самостоятельно.

Для самоподготовки, которую на базе кафедры студенты могут осуществлять 7 дней в неделю (в удобное для них время), открыты свободные от аудиторных занятий учебные лаборатории и учебные анатомические музеи. Сегодня анатомический музей ВГМУ – это 7 залов, которых все экспонаты сгруппированы по разделам дисциплины. В анатомическом музее представлено более 1500 анатомических препаратов и моделей, демонстрирующих все ораны тела человека. Важным компонентом анатомического музея ВГМУ являются 90 тематических рентгеновитрин, демонстрирующих рентгенограммы, КТ, ЯМР, УЗ томограммы тела человека.

В зале, где собраны препараты по разделу «эволюция и развитие человека» для первокурсников в рентгеновитринах показаны только УЗ-томограммы плодов разного возраста, в том числе и 3D картина. Тем самым, мы настраиваем обучающихся на то, что беременные женщины подвергаются рентгенологическому исследованию только в исключительных случаях. А всю информацию о строении врач получает при УЗ исследовании.

В зале, где студенты изучают по музейным препаратам аппарат движения расположены рентгеновитрины, демонстрирующие рентгенологическую картину каждого отдела скелета. В плане прикладного изучения лучевой картины частей тела для каждого сутава (кости) продемонстрирована нормальная картина здорового человека и рядом – картина основных видов патологии этой области, визуализируемая при рентгенологическом исследовании. МРТ и КТ каждой области сопровождаются схемой контуров анатомических образований, а рядом с ними показан аналогичный срез анатомического препарата, показывающий, какие же структуры выглядят подобным образом в томограмме. Рядом с препаратом целого скелета демонстрируется рентгенограмма человека в полный рост, т.е. то, как будет выглядеть этот скелет при рентгенологическом исследовании.

В зале, где собраны препараты зубочелюстного аппарата, черепа, органов чувств в рентгеновитринах показаны только рентгенограмм, МРТ, КТ, УЗ-томограммы области головы в различных проекциях, демонстрирующих конкретный структуры. Здесь же представлены рентгенограммы, ортопантомограммы, демонстрирующие развитие зубо-челюстного аппарата, основные виды неправильного прикуса и положения зубов.

В зале, посвященном головному мозгу рентгеновитрины демонстрируют не только КТ и МРТ томограммы голова, но и ангиограммы, КТ томограммы внутричерепных артерий с ангиоконтрастированием.

В зале, где собраны препараты, демонстрирующие спинной мозг и периферическую нервную системы представлены рентгенограммы, КТ, МРТ позвоночника в норме и с наиболее выраженной патологией, также визуализация крупных нерво на томограммах.

В зале, где собраны препараты по эндокринным железам и сердечно-сосудистой системе, наряду с ангиограммами в полный рост, представлены снимки, демонстрирующие лучевую картину сердца и сосудов в норме и при типичной патологии.

Зал, посвященный анатомии внутренних органов, демонстрирует рентгенограммы, УЗ, КТ, МРТ – томограммы туловища, головы и шеи с визуализацией конкретных органов и систем.

Используя эти экспозиции, каждый студент может ознакомиться самостоятельно с лучевой прижизненной картиной всех областей тела человека. На лабораторных занятиях студенты знакомятся преподавателем с основными картинами лучевой визуализации изучаемых по теме образований. На итоговых занятиях и экзамене каждый студент, наряду с демонстрацией своих знаний на анатомических препаратах должен обязательно определить основные структуры на рентгеновском снимке, или томограмме.

Таким образом, даже в связи с появлений новых достижений научно-технического прогресса количество органов в человеческом организме не стало меньше. Соответственно не уменьшилось количество заболеваний этих органов. Поэтому обучение современных студентов должно измениться только в плане интеграции изложения возрастающего уровня фактологического материала смежных дисциплин. Этой цели и служит тематическое оснащение анатомического музея картинами прижизненной лучевой визуализации тела человека. При этом должны соблюдаться принципы аргументированности, достаточности и наглядности подаваемой информации.

Литература

  1. Никитюк Б.А. Анатомические аспекты применения компьютерной томографии // Арх. анат., 1984.– Т. 87, вып. 10.– С. 90-96.
  2. Никитюк Б.А. Анатомические аспекты применения метода ядерно-магнитного резонанса // Арх. анат., 1989.– Т. 97, вып. 8.– С. 73-80.
  3. Привес М.Г., Косоуров А.К., Карпов А.П. Значение ультразвуковой эхолокации для анатомии человека // Арх. анат., 1984.– Т. 87, вып. 10.– С. 87-89.
  4. Усович А.К. Направления и проблемы мультидисциплинарного подхода к изучению методов лучевой диагностики в медицинском вузе // Медицинская визуализация.– 2008.– № 1.– с. 124-127.
  5. Усович А.К. Роль кафедры анатомии в преподавании методов лучевой диагностики в медицинском вузе // Морфология.– 2008.– № 1.– с. 82-83.
  6. Усович А.К. Приёмы реализации компетентностного подхода при обучении общепрофессиональным дисциплинам в медицинском вузе // Высшее образование сегодня.– 2013.– № 4.– с. 28-31.
  7. Усович А.К. 80-летняя история обучения анатомии человека будущих врачей в г. Витебске // Морфология.– 2012.– т. 142, № 6.– С. 91-94.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники