Мнемонические аббревиатуры в преподавании клинической фармакологии и фармакотерапии

Конорев М.Р., Юргель Л.А., Тябут Г.Д., Гурин Н.Г.

УО «Витебский государственный медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь

Введение.

Слово «мнемоника» происходит от греческого mnemonika или mnemonikon (искусство запоминания; память) и представляет собой совокупность методов и правил, а также различных приемов, которые улучшают производительность памяти путем систематизация информации, создания мысленных образов и ассоциаций, и способствуют запоминанию информации. Слово образовано от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Если информация имеет смысл, она легко запоминается с помощью логических ассоциаций. С другой стороны, существует такая информация, которая не поддается логической систематизации и требует механического запоминания. Слова с неизвестными, абстрактными значениями, не связанные логически между собой, запомнить сложно. Если такие слова выучить наизусть, то они исчезнут из памяти через короткий период времени. Мнемоника используется для запоминания именно таких блоков информации, а также способствует усилению общей способности к удержанию и сохранению информации [1, 2, 3]. Особенно это актуально при фиксировании информации медицинского характера, которая чаще всего не поддается логической систематизации. Использование словесных конструкций и мнемонических аббревиатур в учебном процессе медицинского университета дает возможность повысить качество знаний студентов при изучении медицинской литературы, в том числе с обучением на иностранном языке.

Цель разработать и систематизировать буквенные, словесные и цифровые мнемонические аббревиатуры, которые можно использовать в учебном процессе на занятиях по клинической фармакологии и фармацевтической терапии для запоминания принципов медикаментозного лечения заболеваний на лечебном и фармацевтическом факультете, ФПК и ПК.

Материалы и методы. Основу работы составили практические результаты, полученные при проведении занятий на кафедре общей и клинической фармакологии с курсом ФПК и ПК. Использованы учебники, учебные пособия, лекции по клинической фармакологии, метод создания мнемонических аббревиатур (акронимов).

Результаты и обсуждение.

Числовые мнемонические аббревиатуры:
Правило «1, 2, 3» помогает запомнить длительность, кратность приема и количество лекарственных средств (ЛС) в схеме антихеликобактерной терапии первой линии: длительность терапии минимум 1 неделя, кратность приема 2 раза в день (утром и вечером), 3 лекарственных средства (один ингибитор протонной помпы и два антибиотика).

Правило «3, 4, 5» позволяет запомнить необходимую рН в желудке в течение 18 часов на протяжении суток для заживления язвы ДПК (рН > 3), для заживления эрозивного рефлюкс-эзофагита (рН > 4), для эрадикации инфекции H.pylori (рН > 5).

Правило «7»: при использовании пациентом ≥ 7 лекарственных средств одновременно частота побочных реакций, связанных с лекарственными взаимодействиями, достигает 100%.

Правило «1/3N» или «правило трех»: для выявления (с вероятностью 95%) нежелательных лекарственных реакций, которые встречаются с частотой 1/N, необходимо наблюдать в три раза больше пациентов (3 x N).

Буквенные мнемонические аббревиатуры:
Правило «КЛМН»: набор лекарственных средств, которые необходимы для оказания неотложной медицинской помощи при отеке легких – Кислород, Лазикс (фуросемид), Морфин, Нитраты в форме аэрозоля или для внутривенного введения.

Правило «УФХ»: схема антихеликобактерной терапии первого выбора, при использовании патентованных названий лекарственных средств, выпускаемых одной фирмой – Ультоп (омепразол) 40 мг/сутки, Фролимид (кларитромицин) 1 г/сутки, Хиконцил (амоксициллин) 2 г/сутки, длительность приема 1-2 недели, кратность приема 2 раза в день.

Словесные мнемонические аббревиатуры:
Для запоминания входящих в схему эрадикации Helicobacter pylori лекарственных средств 1, 2 и 3 линии существует ряд мнемонических правил. Правило «ОКА» - схема антихеликобактерной терапии первой линии с использованием омепразола – Омепразол 0,04 г/сутки, Кларитромицин 1 г/сутки и Амоксициллин 2 г/сутки. Правило «ЛАК» схема с использованием лансопразола – Лансопразол 0,06 г/сутки, Амоксициллин 2 г/сутки и Кларитромицин 1 г/сутки. Правило «РАК» схема с использованием рабепразола – Рабепразол 0,04 г/сутки, Амоксициллин 2 г/сутки и Кларитромицин 1 г/сутки. В схемах эрадикации используются любые ингибиторы протонной помпы. Длительность, кратность приема и количество ЛС в вышеперечисленных схемах лечения соответствует Правилу «1, 2, 3». Для запоминания схемы эрадикационной терапии 2 линии можно использовать словесные мнемонические аббревиатуры. Правило «ДОМА»: схема антихеликобактерной терапии второй линии – Де-нол 0,12 г 4 раза в сутки, Омепразол 0,02 г 2 раза в сутки, Метронидазол 0,5 г 3 раза в сутки и Амоксициллин 1,0 г 2 раза в сутки. Длительность терапии 7 или 10 дней. Для запоминания схемы эрадикации 3 линии, можно использовать словесные мнемонические аббревиатуры. Правило «ПАР»: схема антихеликобактерной терапии третьей линии – Пантопразол 0,04 г 2 раза в сутки; Амоксициллин 1,0 г 2 раза в сутки, Рифабутин 0,15 г 2 раза в сутки. Длительность терапии 7 или 10 дней.

Слово «ПЛАКСА»: схема лечения отека Квинке – Преднизолон, Лазикс (фуросемид), Антигистаминные лекарственные средства, Контрикал, Сальбутамол, Аминокапроновая кислота.

Слово «ГАД»: схема лечения крапивницы – Глюкокортикоиды, Антигистаминные лекарственные средства, Десенсибилизирующие лекарственные средства.

Слово «ПЛАН»: первоочередные действия по контролю побочных эффектов антипсихотических лекарственных средств: П – подумай, прежде всего, о других способах лечения. Антипсихотические ЛС иногда назначаются необоснованно (например, в качестве седативных ЛС), в этом случае можно применить другие ЛС. При ажитации или других поведенческих расстройствах сначала попробуйте поработать над обстановкой вокруг пациента или применить другие нефармакологические методы. Л – лишь наименьшие дозы антипсихотических ЛС можно считать оправданными, раз уж эти ЛС необходимы в данном случае. Помните, что у большинства пожилых пациентов эффект развивается на гораздо меньших дозах, чем в более молодом возрасте. А – анализируйте снова и снова, насколько оправданно продолжение терапии нейролептиками, особенно если пациент поступает к тебе из другого отделения. Например, пациент с острым делирием, возникшем в реанимации, обычно нуждается лишь в нескольких днях лечения антипсихотическими ЛС для контроля ажитации. При планировании лечения таких пациентов на перспективу, не продляй автоматически применение данных ЛС. Помни, что поддерживающие дозы этих ЛС обычно ниже, чем дозы, необходимые в острую фазу лечения. Н – насколько позволяет ситуация, отмени антипсихотики как можно скорее.

Выводы. Таким образом, разработанные цифровые, словесные и буквенные мнемонические аббревиатуры позволяют легко запоминать различную информацию по разделам клинической фармакологии и фармакотерапии: дозы лекарственных средств и схемы их использования, побочные эффекты лекарственных средств.

Литература:

  1. Козаченко, В.А. Учебник мнемотехники [Электронный ресурс] / В.А. Козаченко. – 2002. – Режим доступа: http: // mnemotexnika.narod.ru. – Дата доступа: 14.11.2013.
  2. Kuhn, I.F. Abbreviations and acronyms in healthcare: when shorter isn't sweeter / I.F. Kuhn // Pediatr. Nurs. – 2007. – Vol.33, №5. – P. 392-398.
  3. Laszlo, S. The acronym superiority effect / S. Laszlo, K.D. Federmeier // Psychon. Bull. Rev. – 2007. – Vol.14, №6. – P. 1158-1163.

2024
105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники