Современные технологии образования в преподавании дисциплины «терапевтическая стоматология»

Кореневская Н.А., Першукевич Т.И.

УО «Витебский государственный медицинский университет», г. Витебск

Актуальность. Стоматология представляет собой отрасль медицины, в которой широко внедряются и применяются современные технологии. Появление новых пломбировочных материалов для восстановительной терапии при лечении кариеса зубов, инновационных методик обезболивания, разработка современных материалов для эстетической реставрации зубов, широкое применение компьютерных технологий, лазерной аппаратуры для стоматологического лечения – все это требует от врача-стоматолога постоянного совершенствования своих знаний и практических навыков. Поэтому процесс образования в стоматологии также не стоит на месте.

На кафедре терапевтической стоматологии Витебского государственного медицинского университета (ВГМУ) наряду с традиционной (лекционно-семинарско-зачетной) системой образования, согласно которой учебный материал сначала преподносится лекционным методом, затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, а результаты усвоения проверяются в форме зачетов, в стоматологическом образовании, все больше используются альтернативные, современные образовательные технологии.

Цель настоящей работы – рассмотреть и проанализировать основные современные педагогические технологии, внедряемые на кафедре терапевтической стоматологии ВГМУ.

Результаты. Основными направлениями деятельности в сфере применения современных образовательных технологий на кафедре терапевтической стоматологии являются: использование рейтинговой системы оценки знаний студентов; проведение тестового контроля полученных знаний; применение в обучении ситуационых задач; создание и обеспечение эффективной работы системы доступа к информации с использованием высокотехнологичных систем коммуникации и современных носителей информации; внедрение в учебный процесс электронных средств обучения; внедрение дистанционного обучения; создание учебных фильмов; подготовка учебных макетов, таблиц и других наглядных пособий; ведение научно-исследовательской работы. Рассмотрим более детально некоторые из указанных направлений.

Учебный процесс на кафедре терапевтической стоматологии довольно сложно представить без наглядных пособий. Благодаря их использованию активизируется внимание студентов, повышается их интерес к учебе, а то, что интересно, усваивается и запоминается в разы лучше, а значит, возрастает степень успеваемости, результаты обучения улучшаются. На кафедре терапевтической стоматологии студенты принимают активное участие в создании наглядных пособий. Студентами созданы плакаты по различным аспектам терапевтической стоматологии, мотивационные альбомы по гигиене полости рта для пациентов, фотоальбомы по заболеваниям слизистой оболочки полости рта, макеты зубных рядов с наложением матричных систем различных видов и т.д.

Одним из приоритетных направлений работы на кафедре терапевтической стоматологии является использование в педагогическом процессе дистанционного обучения, в частности системы «Moodle», в которой сотрудниками кафедры были также размещены следующие виды информации: дополнительные учебные материалы для теоретической подготовки студентов по терапевтической стоматологии, учебные видеофильмы, иллюстративный материал, методы осуществления управляемой самостоятельной работы, перечень и алгоритм выполнения практических навыков, вопросы к тестированию, а также ситуационные задачи по темам занятий.

Указанные материалы используются студентами для подготовки к практическим занятиям, экзаменационному тестированию, а также при выполнении контролируемой самостоятельной работы. Это позволяет оптимизировать затраты времени на усвоение учебного материала.

Наиболее интересным и эффективным способом обучения, визуального донесения информации в максимально доступной форме является учебный видеофильм, который позволяет совмещать в себе информационные кадры, постановочные, графическое или объемное изображение процессов, труднодоступных человеческому глазу или объективу видеокамеры, графиков, схем, процентных выкладок и т.д. В последнее время учебные фильмы стали неотъемлемой частью обучения. Они позволяют оптимизировать процесс донесения и усвоения новой информации. Применяя учебный фильм, можно сэкономить время донесения новой или важной информации; уменьшить количество учебных часов за счет увеличения аудитории; уменьшить нагрузку на лектора или преподавателя, объясняющего новый материал. Преимуществом учебных фильмов в стоматологии является прежде всего высокая наглядность. Кроме того, учебный фильм позволяет преподавателю продемонстрировать ту или иную стоматологическую манипуляцию одновременно довольно большой группе студентов.

Особенностью создания учебных фильмов на кафедре терапевтической стоматологии является то, что их съемки организуются и проводятся самими студентами под руководством преподавателя. Это дает студентам дополнительную возможность проработать какие-либо лечебные или диагностические манипуляции. На кафедре созданы учебные фильмы по особенностям реставрации кариозных полостей различных классов, проведению обезболивания, наложению коффердама и др.

На кафедре терапевтической стоматологии также постоянно проводится активная работа по созданию и накоплению различных информационных ресурсов по специальности. В системе Moodle, на компьютере кафедры, а также на различных носителях информации хранятся электронные книги, презентации, учебные фильмы, мастер-классы, методические разработки и т.д. Такие «хранилища» контента могут быть очень полезными как для студентов, так и для преподавателей, поскольку, собирают множество ресурсов в одном доступном месте, также они могут быть полезны в управлении содержанием учебного курса, обеспечивая быстрые обновления документов и доступ к часто используемым материалам.

Материалы для создания такого «хранилища» электронных ресурсов постоянно обновляются, дополняются новыми. Причем пополнение осуществляется не только преподавателями кафедры, но и самими студентами, которые приносят различные скачанные, например, из интернета или привезенные с конференций, форумов, выставок книги, фильмы, презентации и др. В последующем данными разработками могут пользоваться все сотрудники кафедры и студенты, что позволяет постоянно совершенствоваться, развиваться и хорошо ориентироваться в очень быстро развивающихся стоматологических технологиях.

Выводы. Таким образом, разработка, внедрение и использование в учебном процессе современных образовательных технологий на кафедре терапевтической стоматологии обеспечивает повышение качества преподавания дисциплины, улучшение и углубление как теоретических, так и практических навыков студентов. Это в свою очередь позволяет улучшить подготовку стоматологических кадров, что является одним из приоритетных направлений развития системы стоматологического образования.

Использованные источники:

  1. 1. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle : учеб. пособие – Харьков. – 2009. – С. 292.
  2. 2. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. — М., 1998 г. – С.25.
  3. 3. Столяренко Л. Д. Педагогические технологии. — В 2 кн.: Педагогика и психология высшей школы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 г. — С.131—151.