Гуляева С.Ф, Гуляев П.В, Царев Ю.К, Стазаева Т.Н, Магомедов М.А, Ценеков А.С.
Кировская Государственная медицинская Академия. Киров. Россия
Первый Московский Государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова. Москва. Россия
Методы обучения – это упорядоченная система последовательных, взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, включающая совокупность однородных приемов, средств, способов предъявления изучаемого материала, обеспечивающих его усвоение и преобразование в знания, умения и навыки, а также формирование качеств личности [1,2].
На наш взгляд, выбор методов обучения по дисциплине поликлиническая терапия определяется целями и задачами учебной дисциплины. Речь идет о формировании профессиональных компетенций будущего врача терапевта: коммуникативной, диагностической, лечебной, экспертной, профилактической, санитарно-просветительской , научно-исследовательской и др. При этом внедрение новых образовательных технологий в виде электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, симуляционных технологий не должно подменять формирования одной из главных компетенций врача терапевта участкового, а именно коммуникативной [3,4].
Для формирования коммуникативной компетенции эффективны интерактивные методы обучения для создания комфортных условий обучения, таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения Все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать учебный материал, способы его практического применения и рефлексировать по этому поводу.
Например, в ходе ролевых и деловых игр формируется алгоритм оказания неотложной помощи, хода лечения, выявление показаний для госпитализации или посещения пациента на дому, проведения противоэпидемических мероприятий, выработки трудовых рекомендаций, разработки профилактических мероприятий. В ходе и по итогам анализа предлагаемых ситуаций обучающиеся рефлексируют собственные эффективные и неэффективные способы поведения, коммуникации, побуждаются к изучению новых современных источников информации, совершенствуют практические и коммуникативные навыки, приобретают новые знания и умения. В то же время личный контакт с пациентом должен занимать половину рабочего времени студента и особенно в процессе проведения самостоятельной работы. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что в амбулаторно-поликлинических условиях испытывают затруднения при первичном контакте с пациентом, особенно при посещении на дому, 41 % студентов. В связи с этим на всех дальнейших этапах обучения следует особое внимание обратить на формирование коммуникативной компетенции.
Особую актуальность это представляет с связи с тем, что в настоящее время вся работа должна проводиться с учетом информированного согласия пациентов, что также вносит определенные ограничения в педагогический процесс.
Так для развития диагностической компетенции используется индивидуальная работа в форме супервизии, когда обучающийся работает под руководством участкового врача, на приеме, при посещении больного на дому, в отделении профилактики, в кабинете функциональной диагностики, а так же работа в мини группах, когда идет обсуждение и разбор клинического случая.
Для развития лечебной компетенции используется выполнение проблемных заданий по фармакотерапии амбулаторного больного, его реабилитации, широко используются методы алгоритмизированного обучения в соответствии со стандартами лечения (опорные схемы).
Для развития экспертной компетенции используется работа с экспертными документами, изучается делопроизводство поликлиники, при решении различных клинических задач и ситуаций оценивается качество медицинской помощи пациентам.
Для развития профилактической и санитарно-просветительской компетенций используется просмотр и обсуждение видеофильмов, создание презентаций, а также игровое моделирование с использованием опросников и реальная работа в отделениях профилактики и центрах здоровья.
Для развития научно-исследовательской компетенции, используются методы пресс-конференции, дискуссии, клинического моделирования, экспертного анализа, создание презентаций и работа по подготовке научных статей , докладов на научные конференции.
Эффективность интерактивных методов обучения несомненна и проверена практикой. Однако, эти методы достаточно трудоемки, требуют от преподавателя и студентов серьезной предварительной подготовки, требуют наличия соответствующей поликлинической базы, обеспечивающей современный порядок ведения больного, подготовки необходимых специальных пособий для интерактивных занятий и реализации задач развития компетенций. Наиболее полно реализует себя принцип использования в СРС индивидуализированного образовательного маршрута во время производственной практики студентов в поликлиниках, при надлежащей организации практики и соответствия баз практики всем необходимому уровню формирования профессиональных компетенций. Этот этап, является настоящим экзаменом на определение пригодности студента к работе участковым врачом.
Таким образом, инновационные технологии совершенствования педагогической работы, адаптированные к условиям и нуждам практического здравоохранения, позволяют наиболее оптимально реализовать задачу по формированию профессиональных компетенций по дисциплине «поликлиническая терапия» и одновременно решить комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач. При чем электронное обучение, дистанционные образовательные технологии не должны подменять личный контакт студента с пациентом, позволяющим наиболее полно формировать коммуникативную компетенцию и адекватное информационное взаимодействие будущего врача и пациента.
Использованные источники:
1. Галкин В.А. Национальный проект «Здоровье» и задача повышения профессиональной компетенции терапевта поликлиники. Тер. архив 2008; 1: 6-9.
2. Гуляева С.Ф., Гуляев П.В., Иванова Н.Д. Самостоятельная работа – индикатор качества образовательного процесса по поликлинической терапии //Современные проблемы качественного образования в высшей школе. Материалы межрегиональной межвузовской научно-методической конференции 1 февраля 2007г. Киров-2007. С.105-106.
3. Новикова О.Н. Вопросы медицинского образования.// Вятский медицинский вестник. 2011.№3-4. С.71-72.
4. Поликлиническая терапия: Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов/ С.Ф.Гуляева [и др.] –Киров, 2008. 170 с.
5. Царев Ю.К., Гуляева С.Ф., Иванова Н.Д. Роль поликлинической терапии в формировании клинического мышления студентов //Современные проблемы качественного образования в высшей школе. Материалы межрегиональной межвузовской научно-методической конференции 1 февраля 2007г. Киров-2007. С. 97.
Сведения об авторах
1. Гуляева Светлана Федоровна – д.м.н., профессор, зав. кафедрой поликлинической терапии Кировской государственной медицинской академии; тел. (8332) 54-04-80; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
2. Стазаева Татьяна Николаевна – к.м.н., ассистент кафедры поликлинической терапии Кировской государственной медицинской тел. (8332) 54-04-80; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
3. Гуляев Павел Владимирович – д.м.н., доцент кафедры поликлинической терапии Первого ГМУ им. И.М, Сеченова. Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
4. Ценеков Аркадий Семенович – к.м.н., ассистент кафедры поликлинической терапии Кировской государственной медицинской академии; тел. (8332) 54-04-80; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
5. Царев Юрий Клавдиевич – к.м.н., доцент поликлинической терапии Кировской ГМА; тел. (8332) 54-04-80; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.