Авдеева В.А., Агалакова Т.Б., Шубина Е.Н.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кировская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации,
г.Киров, Россия
В современных условиях быстро изменяющегося мира система образования должна соответствовать изменениям социального заказа общества и призвана подготовить образованных, инициативных, конкурентоспособных специалистов. Компетентностно-ориентированное профессиональное образование – объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО, как интегрирующие начала «модели» выпускника.
Переход профессиональной школы на ФГОС, разработанные на основе компетентностного подхода, обусловил необходимость модернизации существующих методик преподавания, внедрение инновационных методов, решений и инструментов, которые развивают творческий потенциал студента, формируют у него системный подход к решению проблем, умение самостоятельно приобретать новые знания.
Данная статья представляет собой обобщение опыта обучения иноязычному профессиональному общению, накопленного коллективом кафедры иностранных языков Кировской государственной медицинской академии. Новым в этой сфере является переход от традиционной методики преподавания английского языка к методике, основанной на системно-деятельностном подходе к обучению с использованием Сборника опорных таблиц студента.
Сборник опорных таблиц студента выступает как важное дидактическое средство организации учебной деятельности по дисциплине «Иностранный язык». Сборник опорных таблиц студента позволяет организовать индивидуальную познавательную деятельность каждого обучающегося по овладению учебным материалом. Студенты самостоятельно читают и переводят аутентичные профессионально ориентированные тексты, добывают новые для себя знания об анатомии и физиологии человеческого тела, обобщают и систематизируют их в Сборнике опорных таблиц студента. Самостоятельная работа обучающихся по поиску и анализу информации организуется в рамках поставленных задач. Например, при работе с текстами, описывающими системы органов в теле человека, ключевыми вопросами для ориентировки могут быть следующие: definition, function(s), location, structure, weight, size, volume, common diseases. В ходе знакомства с наиболее распространенными заболеваниями органов и систем органов будущие врачи прежде всего обращают внимание на следующие ключевые моменты: definition, causes and risk factors, risk groups, symptoms, evaluation of the disease, treatment, prevention.
Ниже приведен пример опорной таблицы, составленной студентом в ходе работы с текстами, которые знакомят с анатомией и физиологией сердца и дыхательной системы.
Organ/Organ System |
Heart |
Respiratory system |
Definition |
a pear shaped, hollow muscular organ |
the system that allows gas exchange through all parts of the body |
Functions |
to pump blood throughout the human body |
to allow gas exchange |
Location |
to the left of the middle of the thorax; surrounded by the lungs, protected by the thorax: the breastbone and ribs |
|
Structure |
cardiac muscle: striped and involuntary; the pericardium, the endocardium, the myocardium four chambers: the two upper atria and the two lower ventricles; four valves: the mitral valve, the tricuspid valve, the semi-lunar valve of the aorta, and the semi-lunar valve of the pulmonary artery |
The upper respiratory tract: the nasal cavity: a large fluid filled space above and behind the nose in the middle of the face; the pharynx: the part of the neck and throat situated immediately behind the mouth and nasal cavity, superior to the esophagus, larynx, and trachea; the larynx: an organ in the neck involved in protection of the trachea and sound production. The lower respiratory tract: the trachea, or windpipe: a tube that is connected to the pharynx or larynx; the bronchi: passages of airway that conduct air into the lungs; the lungs |
Weight, size, length, volume |
about three fourths the size of a clenched fist; 250 g in females and 350 g in males; the abnormal heart: up to 1,000 g |
the lungs: the main organs of respiration; the left lung: 2 lobes; the right lung: 3 lobes; 300-500 million alveoli; the respiration rate: 10-20 breaths per minute; the vital capacity: 4-6 liters. |
Common diseases |
endocarditis, pericarditis, myocarditis, myocardial infarction (MI), congestive heart failure (CHF), angina pectoris, atrial fibrillation, congenital heart defects, acquired heart defects, valvular heart disease |
tracheitis, acute bronchitis, chronic bronchitis, pneumonia, chronic obstructive pulmonary disease (COPD), asthma, TB, lung cancer |
Работа студентов с таблицами формирует у них умения преобразовывать информацию из одного вида в другой, классифицировать и сопоставлять изучаемые явления, развивает инициативность, самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность. Бесспорным достоинством опорных таблиц является компактность представления материала и удобство хранения для дальнейшего использования при необходимости его повторения.
Организация преподавателем учебной деятельности студентов с использованием разработанного Сборника опорных таблиц позволяет обучающимся самим возглавлять процесс освоения знаний, принимать в нем активнейшее участие, обеспечивая тем самым прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.
В заключение отметим, что целенаправленное и системное использование опорных таблиц на занятиях по иностранному языку в медицинском вузе превращает их из простых средств обучения в технологию преподавания, которая выступает одним из условий обеспечения эффективного формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов-медиков.